Найти тему

Как Йоганн Вайс фашистов дурил или Нелёгкая служба Александра Белова

Фильм "Щит и меч" 1968 г. Историческая драма. Экранизация одноимённого романа советского писателя и журналиста (а также фронтового корреспондента и участника штурма Берлина) Вадима Михайловича Кожевникова. За книжный первоисточник мне сказать нечего (ибо не читал), поэтому буду оценивать экранизацию к самостоятельное произведение, тем более, что Вадим Михайлович здесь был автором сценария (совместно с режиссёром Владимиром Басовым). Продолжаю марафон советских киноразведчиков Великой Отечественной войны, и мимо этой легендарной и всенародно любимой картины пройти не смог, и скажу даже страшную вещь - высшую оценку поставил заочно ещё семь лет назад. Да, понимаю, может это слишком, но просмотр подтвердил столь высокое доверие. И вот вам моё краткое мнение - Как Йоганн Вайс фашистов дурил. Хочу заметить сразу, что в картине не нашлось ни одного недостатка, есть только достоинства, но есть несколько моментов, которые надо осветить в отдельном абзаце. А на этом закончим столь важное вступление и перейдём к сути.
Итак, неоспоримые достоинства:
1. Сценарий - советский гражданин Александр Белов в 1940 году по заданию советского командования внедрён в германский Абвер под видом немца - репатрианта Йоганна Вайса, где должен зарекомендовать себя как преданный Германии и лично фюреру офицер, и добиться высокого звания в данной организации, чтобы выполнять ответственные задания советского командования. Тут будут и заброска в советский тыл "преданных" Рейху перебежчиков, и дезинформация, и вербовка новых агентов в окружении Вайса, а ближе к концу войны - срыв сепаратных переговоров с Англией и США, и предотвращение сокрытия преступлений фашистов на своей и ещё оккупированной территории. Йоганн Вайс достиг звания - гаупштурмфюрера СС (капитан(оберст)), но имел покровителей и знакомых в Абвере и СС, а также личную протекцию рейхсфюрера Гиммлера, что позволяло герою получать ценные для советского командования сведения и имелась возможность выполнять важнейшие задания. Следует сказать, что прототипом Йоганна был Александр Пантелеймонович Святогоров (работал на временно оккупированной территории СССР, Генерал-губернаторства и оккупированной Словакии, был руководителем операции по уничтожению Степана Бандеры и так далее). Служба Йоганна продолжалась пять долгих лет, за время которой он должен был "забыть себя полностью", дабы успешно внедрится в фашистское окружение (хотя, иной раз, позволял себе проявлять человечность). За это время он смог не только разобраться в людях (которым почти всем промыли мозги) но и нанять на службу ценных агентов, и не раскрыться перед главными фашистами практически до самого конца, что требует космической выдержки и отлично развитой эмпатии, плюс феноменальная память и не выделяющаяся внешность и позволило ему быть полезным Советскому Союзу всю Великую Отечественную войну. В картине много драматических моментов, которые трогают до слёз, показаны (хоть и не сильно) преступления фашистов, лицемерие и двуличие "патриотов" Германии (Ангелики Бюхер, Вилли Шварцкопфа, Генриха Гиммлера и так далее). Отлично раскрыты наши агенты, с которыми контактировал и работал Йоганн. А финал - это такая эмоциональная встряска, что за душу берёт и ещё долго не отпускает. Мой почтение!
2. Песня "С чего начинается родина" - великая песня композитора Вениамина Баснера и автора текста Михаила Матусовского, исполненная Марком Бернесом стала очень популярной после выхода картины и конечно "ушла в народ". Простые слова, трогающая за душу музыка и взгляд Станислава Любшина в немецкой форме - и успех на лицо. А идею песни подсказал Александр Святогоров. Разумеется, я знал эту песню и слышал её не одну сотню раз, но не знал, что она из данной картины. Да и вообще стоит похвалить музыкальное сопровождение картины, ведь она наполнена немецкими патриотическими песнями и маршами, вперемешку с фашистскими маршами, выступлениями Геббельса и Гитлера.
3. Атмосфера - картину создавали три страны: СССР, ПНР и ГДР, а снимали в основном в Калининградской области, Риге и на территории ГДР и ПНР, поэтому к окружению придраться не получится, ибо всё выглядит очень натурально. Отличное музыкальное сопровождение и великолепные костюмы только усиливают эффект погружения у зрителя. Браво!
4. Разведка - консультанты картины выбрали Станислава Любшина именно потому, что хороший разведчик - это неприметный разведчик, это не "Джеймс Бонд", а это скромный служащий и отличный аналитик с отличной памятью, который скрупулёзно собирает нужные сведения, мастерски вербует агентов и не рискует собой лишний раз, дабы не сорвать операцию и не погубить себя и своих людей (как это произошло в Копенгагене в 1935 году) и есть в этом деле ещё тысячи нюансов, которые просто нельзя раскрывать широкой публике. Йоганну на протяжении всей войны противостоит как Абвер (сильная структура с опытными сотрудниками) и РСХА (в 1944 году Абвер ликвидируют и часть сотрудников переведут в эту организацию). Про РСХА и говорить не стоит, ведь там служат не только кадровые сотрудники, но и фанатики фашисты, поэтому вести там себя надо соответствующе, иначе велик риск попасть под подозрение и тогда останется только смерть, причём лучше самому застрелится, иначе тебя ждут чудовищные пытки. Фашисты показаны жестокими, умными, хитрыми и коварными противниками, которых надо обыграть, ведь цена этого - сотни тысяч, если не миллионы жизней. Мы победили сильного противника, которого до нас не мог победить никто, и это чистая правда. Честь и слава бойцам и командирам Красной Армии и всем причастным к этой Великой Победе!
5. Актёрская игра - советская театральная школа - это вам не современные "каменные или визжащие лица". Это профессионализм до мозга костей. А какой отбор на роли, а как фактурно смотрятся, а такие диалоги. Учитесь блин современные "режиссёры"!
Немного о главных героях:
1. Йоганн Вайс (Петер Краус, Александр Белов) в исполнении Станислава Любшина - советский разведчик, внедрённый в германский Абвер (а позже в РСХА), выполняющий особо важные задания советского командования в Германии и на оккупированной территории. Честен, имеет амбиции, вхож в высшие круги государства, имеет протекцию самого Гиммлера. Станислав Андреевич был великолепен в данной роли. Браво!
2. Герних Шварцкопф в исполнении Олега Янковского - друг Йоганна, с которым вместе репатриировался из Риги в Германию. Имеет родного дядю Вилли, который всячески балует своего племянника. Он даже устраивает его в РСХА, что в дальнейшем сыграет важную роль. Повеса и балагур, который, тем не менее, ценит дружбу с Йоганном и всячески ему помогает. И хотя здесь у Олега Ивановича роль второстепенная, он очень сильно запоминается, в основном ходом мыслей и разнузданным поведением, что редкость в том окружении, где они находятся.
Всех актёров (и актрис), что приняли участие в данной картине, я не буду перечислять, иначе отзыв получится в десяти частях. Просто знайте, что каждый из них достоин отдельного упоминания и каждый запоминается.
Теперь о некоторых моментах. Сценарий явно не вместил всех событий книги, и это видно по началу и окончанию каждой из четырёх частей. Порой между частями проходят годы, за которые произошла важная череда событий, порой не понятны некоторые действия героя (например нападение на горную тюрьму). Видимо нужно читать книгу, дабы всё стало понятно. Но даже так создателям удалось снять не просто достойное кино, а шедевр, который вошёл в золотую классику не только советского, но и мирового кинематографа, и которую продолжают смотреть уже новые поколения зрителей, восхищаясь героями, победившими фашизм.
Моя оценка 10 из 10 и моя рекомендация к просмотру!

  • Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
  • Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
  • Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!