Удивительная история из лекции Татьяны Пигаревой «Что нового у Сервантеса и Пикассо?».
Мы долгое время не понимали, как детям Брейгеля удавалось создавать такие точные копии картин отца — ведь картины продавались и вряд ли дети могли их позже увидеть. А, например, у картины «Перепись в Вифлееме» существует минимум 13 подтвержденных копий. Эту загадку разгадала специалист по Брейгелю Кристина Карри. Она исследовала работу «Битва Масленицы и Поста». На примере фигурки музыканта она с помощью ИК-исследования показала, что рисунок под краской состоит из мельчайших точек. Оказалось, что рисунки накалывались на картоне, в дырочки засыпался красящий пигмент, на грунте появлялись точки, они соединялись в рисунок и рисунок раскрашивался. Ни одного картона не сохранилось, но предполагается, что были и большие целые картоны, и фрагменты, которые раскладывались по полотну — на многих копиях фигуры повторены идеально, но размещены по-разному. Это открытие произвело буквально революцию в понимании вселенной Брейгелей.
Посмотреть лекцию полностью можно в видеоархиве