Еврокубковая неделя немецких команд продолжается. Наши превью тоже. Автор блога про бельгийский футбол «Про-Лига» Артём Прожога рассказывает читателям блога «Бундеслига.ру» про бельгийского соперника Леверкузена в очередном раунде Лиге Европы.
– За счёт чего «Юнион» смог так далеко пройти в Лиге Европы?
– За счёт системности и классной реализации. Но здесь речь и о мастерстве, и об удаче – порой «Юниону» везло. И, кстати, не только в атаке.
Под системностью подразумеваю, что уже не первый год почти одни и те же люди играют в почти один и тот же футбол. Показательные данные: семь футболистов стартового состава на последний матч с «Унионом» играли за «Юнион» во втором дивизионе два года назад. А Карел Герартс продолжил дело Феличе Маццу, вернувшего «Юнион» в высшую лигу спустя 48 лет после вылета.
«Юнион» давно отточил игру со ставкой на убийственные контратаки. Пока работает. Команда часто умышленно отказывается от владения мячом (хватает 30-40 процентов), а возвращает его себе прессингом конкретно для стремительных выпадов. «Юнион» – один из лидеров Про-Лиги по возвратам владения на чужой трети поля. То есть отнимает мяч вблизи от чужих ворот и наказывает.
Но нельзя не отметить, что в этом сезоне, по сравнению с предыдущим, у «Юниона» сильный перебор по голам в чемпионате: забили почти на 13 голов больше ожидаемого. Такой разницы между xG и реальным показателем нет ни у одного клуба верхней части таблицы (да и вообще ни у кого в лиге). Этот фактор и в Лиге Европы сказался – и помогал избежать поражений в матчах, где «Юнион» уступал по игре и много пропускал (к примеру, с «Унионом» на выезде и «Брагой» дома).
– Как команда играет в национальном чемпионате? Справляется с участием в еврокубковой весне или чем-то приходится жертвовать?
– Справляется на удивление успешно. «Юнион» по-прежнему борется с «Генком» за лидерство в регулярном первенстве, несмотря на насыщенный график. Осенью, когда шёл групповой этап ЛЕ, были третьими, а перед ЧМ поднялись на вторую строчку и больше её не покидали.
Но что ещё важнее, «Юнион» пользуется осечками конкурента и сокращает отрыв от лидера. После 22-го тура он составлял девять очков, после минувшего 32-го осталось всего два балла! «Генк» сильно сдал после Нового года и продажи лучшего бомбардира Онуачу. А «Юнион» – тут как тут.
Команды близки по многим показателям (например, именно у «Генка» и «Юниона» наименьшее число поражений в лиге; статистика – 22-5-5 против 21-6-5), но при этом «Генк», в отличие от «Юниона», вообще не играл в еврокубках! А в Кубке Бельгии «Юнион» дошёл до полуфинала и провёл в турнире на два матча больше, чем «Генк», один из которых растянулся до серии пенальти. Кажется, эти данные очень хорошо отвечают на вопрос, насколько хорошо «Юнион» справляется.
– Антони Морис – основной вратарь команды, он из Люксембурга. Бельгийские вратари ниже классом или это никак не связано с вратарской школой?
– В Бельгии определённый лимит распространяется только на заявки, и то речь идёт о так называемых «футбольных бельгийцах» (“voetbalbelgen”): в протоколе должно быть не менее шести игроков, которые в течение трёх лет в возрасте с 15 до 21 года находились в структуре бельгийского клуба. Можно сказать, шесть воспитанников бельгийского футбола. Морис – один из них, так что на его происхождение никто внимания не обращает.
«Юнион» – вообще интернациональный клуб. Так, например, в заявке на прошлогодний матч с «Лёвеном» были представители 11 разных стран. Бельгии в этом списке нет – зато были Люксембург (собственно, Морис), Япония, Англия, Марокко, Мадагаскар, Мальта, Дания, Кот-д’Ивуар, Нидерланды, Германия и Польша. В общем, в «Юнионе» смотрят не в паспорт, а на способности.
А Морис – действительно хороший вратарь. В прошлом чемпионате он был вторым по проценту отражённых ударов (73,8%) и в итоге стал лидером по количеству сухих матчей (17) – но это, разумеется, была не только его заслуга, но и обороны. «Юнион» тогда пропустил меньше всех в регулярке (всего 27). В этом регулярном чемпионате он уже получил на 11 мячей больше – но есть нюансы. Их мы обсудим в блоке пониже.
– Сильные и слабые стороны команды, каких сюрпризов можно ждать леверкузенцам?
– Сюрпризы – это вообще к «Юниону». Мы говорим о первом в истории бельгийском клубе, ставшем чемпионом регулярного первенства сразу после выхода в высшую лигу; о первом за последние 25 лет новичке чемпионата Бельгии, сразу попавшем в еврокубки; о команде, которая сразу после возвращения в высший дивизион побила рекорд по количеству очков в гостях (за время существования трёхочковой системы в Бельгии), который держался с 2001 года. Ну и ещё о команде, которая дошла до четвертьфинала ЛЕ в первой же еврокубковой кампании с 1964 года.
Сильные стороны я перечислил, но могу добавить, что для воплощения футбола «Юниона» требуется колоссальная выносливость футболистов: во-первых, потому, что необходимо почти всей командой бежать вперёд и возвращаться в оборону, а во-вторых, потому что у «Юниона» не такая уж большая ротация старта, даже несмотря на календарь. Так что нет ничего удивительного в том, что в прошлом чемпионате полузащитник «Юниона» (Нильсен) пробежал больше всех (485 км), а в этом чемпионате на данный момент полузащитник «Юниона» (Линен) – в пятёрке по пробегу.
Что же касается слабых сторон, то «Юнион», как я уже сказал, стал больше пропускать. Но важно кое-что учесть. Во-первых, «Юнион» в прошлом сезоне не просто мало, а слишком мало пропускал: 32 за 40 матчей регулярки с плей-офф, а должен был на девять больше. Сейчас же «Юнион» пропускает в чемпионате почти ровно столько же, сколько ожидается – так что есть более реалистичная картина для оценки. Во-вторых, у «Юниона» стало значительно больше матчей ввиду еврокубков, и это выматывает команду (у которой, как мы помним, и так энергозатратный стиль и мало ротации основы).
У «Юниона» был неудачный отрезок в феврале, когда он не побеждал три тура подряд: сыграл вничью с «Брюгге», а следом проиграл по 2:4 «Стандарду» и «Вестерло». Но тут надо понимать, что «Юнион» настолько хорош, что по его меркам даже такой короткий отрезок с такими сильными соперниками («Вестерло» пошёл по стопам «Юниона» и после возвращения в вышку тоже превосходит ожидания) считается провальным. До этого «Юнион» ни разу с момента повышения не проигрывал два матча подряд. Ну и за эти три матча «Юнион» пропустил сразу девять – то есть столько же, сколько за предыдущие 12 туров. Это тоже о многом говорит.
И этих трёх матчей без побед хватило, чтобы СМИ заговорили о кризисе! А Герартс тогда недоумевал: мол, мы два года назад играли во втором дивизионе, а сейчас мы вторые в лиге, играем в полуфинале Кубка Бельгии и (на тот момент) в ⅛ финала ЛЕ. Немножко оступились – и сразу кризис, серьёзно? В клубе это слово, говорит Герартс, вообще не используют. Всё это даёт понять, насколько высокую планку задал и держит «Юнион».
– Кто скорее всего покинет клуб летом и кто интересуется игроками? А кем интересуется сам «Юнион»? Какие позиции нужно укрепить в межсезонье?
– На капитана Тедди Теуму были претенденты ещё после прошлого сезона, но «Юнион» сумел удержать. То, что он всё-таки остаётся, стало понятно, когда перед августовским матчем в раздевалке показали его футболку с новеньким 10-м номером вместо старого 17-го. После этого сезона на него однозначно снова будет спрос. Теума – один из лучших игроков чемпионата и четвёртый в недавнем рейтинге премии «Золотая бутса», где выбирают лучших игроков высшей лиги по итогам календарного года. Предсказывая это, «Юнион» в октябре продлил с Тедди контракт на 3+1.
Возможно, будет интерес к уже упомянутому Линену, который вместе с Теумой держит центр поля. Ещё есть классные вингбек Лоик Ляпуссен и защитник Сибе ван дер Хейден, который через «Юнион» даже в сборную Бельгии пробился. К нему, насколько мне известно, прошлым летом уже присматривалась «Мальорка». В принципе, куда в составе ни глянь – кругом потенциальные трансферы.
Что же касается нападения, то, конечно, стоит обратить внимание на Виктора Бонифасе. Он отлично влился и поучаствовал в 23 голах за 41 матч. Сейчас Виктор по голам в этой кампании ЛЕ уступает только Рэшфорду. Прошлым летом «Юнион» купил его у «Будё-Глимта» всего за 2 миллиона евро – а к концу этого сезона, как пишет Фабрицио Романо, стоит ожидать повышения трансферной стоимости до 10-15 млн. Если получится продать даже по нижней границе, это будет новый клубный рекорд. Пока что самая дорогая продажа – Ундава в «Брайтон» примерно за 7 млн.
Кем интересуется сам «Юнион», обычно сказать сложно, потому что у него нетипичная модель. Клуб уже не первый год с помощью собственной специальной программы подбирает в низших лигах малоизвестных дешёвых игроков или свободных агентов, которые подходят под его систему. Манибол, не иначе. А потом этих ребят продаёт дороже. Того же Ундава обнаружили в третьем немецком дивизионе, а потом он стал лучшим игроком и лучшим бомбардиром Про-Лиги. Прошлым летом там же нашли нападающего Нильссона, а в третьем английском – защитника Сайкса.
Так и работают. «Юнион» сам себя обеспечивает. И, между прочим, вовсе не живёт роскошно, несмотря на наличие владельца-миллиардера Тони Блума. Прошлый сезон «Юнион» начинал с бюджетом примерно в 10 миллионов евро, но до последнего бился за чемпионство с «Брюгге», у которого бюджет был в 9 раз крупнее и который на трансферы потратил в 46 раз больше. Отпускать ценных игроков «Юнион» вынужден, потому что не может значительно повышать им зарплату (так было, например, с Данте Ванзейром – он сам говорит, что «Юнион» не мог потянуть его новые запросы).
Финансовая помощь «Юниону» требуется только для решения прочих вопросов: например, для строительства нового стадиона. Сейчас команда играет на уютном, но старом и маленьком стадиончике, который ещё принимал Олимпийские игры 1920 года. Он не подходит под еврокубковые требования – именно поэтому в ЛЧ и ЛЕ «Юниону» пришлось играть на стадионах «Лёвена» и «Андерлехта». Проект новой арены с почти удвоенной вместимостью уже есть.
Входящие трансферы «Юниона» будут напрямую зависеть от того, кого клуб продаст летом. Там и станет ясно, какие позиции требуют укрепления из-за потерь. «Юнион» снова попробует знакомым методом выгодно заменить винтики в надёжном механизме.
– Тедди Теума – новая звезда бельгийского футбола или это просто стечение обстоятельств, что у него хороший сезон?
– Учитывая всю сказочность истории «Юниона», были опасения, что клуб в целом и Теума в частности – это one-season wonders. Но теперь понятно, что это не так. Дополним плюсы из прошлого блока: прямо сейчас Тедди – второй в лиге по ассистам, второй по общему количеству созданных шансов и второй по числу созданных больших шансов. Он реально хорош и уже улучшил многие индивидуальные показатели по сравнению с прошлым сезоном.
Сам Тедди ещё в январе говорил: «Герартс дал мне свободу действий в атаке, которой у меня не было [при Маццу]».
– Кто такой Карел Герартс и насколько ему комфортно в «Юнионе»? Если он уйдёт, то куда?
– Карел Герартс был ассистентом Феличе Маццу, сотворившего чудеса с «Юнионом» в прошлом сезоне. Летом Маццу ушёл к принципиальному сопернику, «Андерлехту», и звал Карела с собой, но тот остался, решив начать полноценную тренерскую карьеру. Феличе уходил «на пике», опасаясь, что «Юнион» неминуемо ждёт регресс, но Герартс, у которого вообще не было самостоятельного тренерского опыта, добивается того же и даже большего! Вот что значит система – но достоинств самого Герартса, конечно, тоже умалять нельзя. Недавно Карел получил премию имени Раймона Гуталса как лучший бельгийский тренер в 2022 году (а годом ранее лауреатом, что неудивительно, был Маццу).
Ему в «Юнионе» максимально комфортно. Прошлым летом он говорил: «Я здесь уже три года и чувствую себя прекрасно. У меня с клубом особая связь. Доверие, которое мне здесь оказывают, бесценно. Феличе действительно звал меня [в „Андерлехт“], и я некоторое время думал об этом. Но как только руководство „Юниона“ предложило мне пост главного тренера, я уже ни секунды не колебался. Считаю свою задачу не сложной, а увлекательной. Будем двигаться шаг за шагом. Уходящих игроков заменят достойными ребятами. Может, это будут и не самые громкие имена, но будьте уверены: у нас будет очень солидный состав».
Не обманул.
– «Юнион» подходит к этим матчам в оптимальной форме и составе или есть потери?
– Насколько мне известно, в оптимальном.
– Насколько тренерский штаб бельгийцев любит играть в ротацию и изменение тактических схем?
– Как я отмечал, ротация минимальна. Есть 12 человек, набравших более двух тысяч минут во всех турнирах этого сезона, один (Ванзейр) уже уехал в США. Остаются 11 – и все они, например, образовали стартовый состав на минувший матч с «Гентом». Это для наглядности. Выходят всегда в 3-5-2, но при необходимости возможна перестройка по ходу матча, как в недавней тяжёлой игре против организованного «Сент-Трюйдена». Это помогло переломить и победить. Цитирую блок из обзора 31-го тура: Во втором тайме «Юнион» поменял тактику: «Мы перестроились с традиционных 3-5-2 на 4-3-3. Я хотел увидеть больше футбольных способностей от обороны, особенно на левом фланге». После перестановок там вместе оказались Адингра и Ляпуссен, которые в привычной системе конкурируют за позицию левого вингбека. «Ляпуссен уже был там, потом Адингра сместился влево – и мы смогли больше сделать в атаке. В конечном итоге всё окупилось», – говорит Герартс. Победную атаку организовали именно по левому флангу: Ляпуссен её начал, а Адингра выдал голевую передачу на Пуэртаса.
– Какой прогноз дали бы на игры?
– Не могу давать прогнозов на матч с участием команды, которую я видел в этом сезоне только пару раз, и то ещё в сентябре (в матчах с «Брюгге»). Весь мой прогноз (и надежды на лучший исход) – в следующем каламбуре: то, что «Юнион» может удивить, удивлять уже не должно.
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер.
***