Скажу сразу: я не согласна ни с одним из двух возможных вариантов. Я верю, что обучать других – это призвание, и если в юристы и менеджеры юные умы идут за перспективой, в повара да художники – за интересом, то в преподавание – за некой высокой идеей. У многих – да у большинства – эта идея доживает до выпускного и долгожданных корочек, а потом… Потом начинаются отношения с Системой Образования. Большие буквы здесь авторские.
Система Системовна – самый суровый начальник всех учителей. Деспотичный, грубый и выпивающий своих подчиненных досуха. Делающий все для того, чтобы та изначальная ИСКРА, которая вывела человека на путь преподавания, спряталась или погасла. Переполненные классы, бешеный темп занятий, килотонны правил и ограничений и много, много отчетов. О, да, и еще – ответственность: ты должен быть хорошим учителем.
Чтобы в этом аду сохранить энергию, учителя выживают как могут. Путей несколько:
1. Отдавать Системе Системовне долги (писать планы и отчеты и являться в школу, но к детям близко не подходить и просто терпеть до конца рабочего дня). На это, в принципе, уходит вся энергия.
2. Отдавать Системе Системовне долги (выше) и пытаться что-то детям дать (ИСКРА-то не погасла!), но исключительно за счет своих личных сил и личного времени.
Я всегда говорила, что если в школе вам попался неравнодушный, адекватный и эффективный учитель, то знайте: он является таковым исключительно за свой счет. Он делает детям такой подарок лично от себя, потому что получаемая оплата никак не соответствует его нагрузке.
А есть ли третий вариант – преподавать в обычной школе с любовью и интересом, не платя дань Системе Системовне? Кому-то он доступен. Кому-то с огнем в сердце и мощнейшим аккумулятором. И да, я встречала таких. Но это исключения. Потому что система требует тотального подчинения. Она не плохая: она просто такая, как есть.
Как же с отношением к учителям со стороны родителей и детей? А здесь мы получаем озвученную в заголовке полярность.
1. Либо учителей боятся, то есть попросту ненавидят. Ненавидят школьники, обсуждают на кухне и в родительских чатах взрослые. И боятся. Потому что пожаловаться на учителя громко значит огрести себе и ребенку проблем со всем педагогическим коллективом.
2. Либо о них думают с уважением, склоняют перед ними голову за их самоотверженный и нелегкий труд, но при этом - явным ли, скрытым ли образом - жалеют, жалеют, жалеют.
Ау, люди, так же нельзя! Учитель - это прежде всего носитель ИСКРЫ. Той, которая побуждает его взять гору информации, возвести ее в степень знания, а в дальнейшем - развивать и расширять это знание, чтобы делиться им с миром. Это настоящий подарок, ведь знание (в отличие от просто информации) – один из ценнейших ресурсов на земле.
Но мое «ау» - не только к родителям и ученикам: оно и к коллегам тоже. Задумайтесь: достойна ли ваша высокая идея нести людям свет знаний того, чтобы еле теплиться в подвалах системы? Не пора ли сбросить системные путы и стать свободным?