Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Попытки Пекина превратить Тихоокеанский регион в большое китайское озеро провалились

Взаимодействие Пекина со стратегическим для него Тихоокеанским регионом заметно застопорилось, поскольку «местная волна» поворачивается против многих предложенных им инициатив и соглашений, направленных на поиск усиления своего влияния. Си Цзиньпин зарабатывает себе репутацию чрезмерными усилиями во внешней политике. Попытки Китая получить влияние среди островных государств Тихого океана соответствуют этой знакомой схеме.

В прошлом году соглашение о безопасности, достигнутое Пекином с Соломоновыми островами, ошеломило крупные либерально-демократические страны, на помощь которых традиционно рассчитывали тихоокеанские островные государства: США, Австралию и Новую Зеландию. Через несколько месяцев после начала 2023 года появится более четкое представление о стремлении Китая к усилению своего влияния в Тихоокеанском регионе. Полная картина предполагает, что попытка Пекина превратить Тихий океан в китайское озеро застопорилась и в обозримом будущем столкнется с сильным противодействием. Большая часть оппозиции, с которой Пекин сталкивается в Тихоокеанском регионе, стимулируется собственными действиями китайского правительства — классическая характеристика чрезмерности.

Ситуация подчеркивается заявлением, опубликованным в этом месяце Дэвидом Пануэло, уходящим президентом Федеративных Штатов Микронезии (ФШМ). Пануэло обвиняет Китайскую Народную Республику во взяточничестве, запугивании и «прямых угрозах личной безопасности» в рамках усилий Пекина подчинить ФШМ китайской повестке дня. Пануэло использует оставшиеся несколько недель своего пребывания в должности, чтобы предупредить своих собратьев-островных государств о том, что затраты на партнерство с Пекином перевешивают выгоды.

Безусловно, в 2022 году китайская политика добилась двух важных успехов в Тихоокеанском регионе. Одним из них было соглашение о безопасности, которое премьер-министр Соломоновых Островов Манассия Согаваре подписал с Пекином. Хотя официальный текст не был обнародован, в просочившемся черновике Соломоновы острова приглашают китайские силы безопасности для поддержания порядка на островах и приветствуют регулярные визиты военных кораблей КНР.

Развертывание китайской полиции узурпировало бы прежнюю роль Австралии по снабжению полицейских подкреплений на Соломоновы острова, когда это необходимо. Обычные остановки китайского флота помогут выполнить задачу Китая по созданию де-факто военно-морской базы в Тихом океане, что потенциально может ограничить свободу стратегического маневра Австралии. Во-вторых, Китай расширил свое влияние на Кирибати, которая, как и Соломоновы острова, в 2019 году переключила свое дипломатическое признание с Китайской Республики (Тайвань) на КНР. Министр Ван И и правительство Кирибати подписали 10 непрозрачных торговых сделок. Наблюдатели опасаются, что Китай получает эксклюзивные права на рыбную ловлю в охраняемой зоне островов Феникс, находящейся под управлением Кирибати, морском заповеднике размером с Калифорнию. В июле 2022 года Кирибати объявила, что покидает важную региональную организацию, Форум тихоокеанских островов, тем самым изолируя себя от воздействия соседних правительств, которые могут выступать против чрезмерного взаимодействия с Китаем. КНР предложила модернизировать взлетно-посадочную полосу времен Второй мировой войны на Кирибати, вызвав опасения, что она также может служить китайской военной авиабазой.

В целом, однако, КНР потеряла позиции в Тихом океане в 2022 и 2023 годах. Строительство китайской инфраструктуры в Тихом океане отражает более серьезную проблему с инициативой «Один пояс, один путь», которая оказывается обременительной для Пекина, поскольку появляются признаки того, что он может терять деньги на весь пакет своих глобальных займов. Импульс китайской экономической активности в Тихоокеанском регионе показал признаки замедления в 2022 году.

Помощь Китая в целях развития Тихоокеанскому региону достигла своего пика в 2016 году и с тех пор ежегодно снижается. Фактические показатели КНР по оказанию помощи часто не соответствуют первоначальным обещаниям. Некоторые проекты трудно завершить. Например, сделка 2017 года, согласно которой Китай построит дороги на 4 миллиарда долларов в Папуа-Новой Гвинее, остается в подвешенном состоянии.

Наряду с успехами Пекин потерпел ряд серьезных неудач. В мае 2022 года регион посетил министр иностранных дел КНР Ван И. Чиновники КНР пытались жестко ограничить доступ к местным СМИ, почти так же, как правительство КНР управляет прессой в Китае. Ван предложил масштабное соглашение об экономике, безопасности и обучении 10 тихоокеанским государствам. Оно включало в себя подтверждение принципов КНР «одного Китая» и «невмешательства». Реакция правительств тихоокеанских островов была в основном негативной, что побудило Вана отозвать предложение.

В январе этого года премьер-министр Фиджи Ситивени Рабука заявил, что его страна прекращает действие соглашения, согласно которому Китай обучал фиджийскую полицию. «Наша система демократии и систем правосудия отличается от китайской, — сказал он, — поэтому мы вернемся к тем, у которых есть аналогичные системы с нами», таким как Австралия и Новая Зеландия. Во многом в ответ на соглашение между Китаем и Соломоновыми островами противники расширения влияния КНР в Тихоокеанском регионе в 2022 году усилили свою игру. Правительства Новой Зеландии и Австралии увеличили свою помощь развитию региона. Австралия подписала соглашение о безопасности с Вануату, чтобы предотвратить влияние Китая.

Президент США Джо Байден впервые принял лидеров тихоокеанских стран на саммите США и стран тихоокеанских островов. Правительство США объявило о новой помощи США региону в размере 810 миллионов долларов; планирует открыть посольства на Соломоновых островах, Кирибати и Тонга; и возобновление операций добровольцев Корпуса мира на Фиджи, Самоа, Тонга и Вануату. Агентство США по международному развитию (USAID) заявило, что восстановит миссию на Фиджи.

Между тем, Четырехсторонний диалог по вопросам безопасности, в состав которого входят США, Япония, Австралия и Индия, объявил о программе повышения осведомленности о морских владениях, направленной на расширение возможностей тихоокеанских островных государств по борьбе с незаконным рыболовством. Эта инициатива Partners in the Blue Pacific, о которой было объявлено в июне 2022 года, направлена ​​на координацию действий США и их союзников по противодействию тому, что они считают негативной активностью КНР в регионе. Более долгосрочная перспектива не выглядит многообещающей для Китая в Тихоокеанском регионе. КНР находится в невыгодном положении с точки зрения мягкой силы по сравнению с Соединенными Штатами. Общества тихоокеанских островов традиционно христианские и благосклонно относятся к демократическим политическим системам.

Китай, конечно, проигрывает по обоим этим пунктам. В США, но не в Китае, есть значительные диаспоры островных государств. Учитывая, что повышение уровня моря является вопросом жизни или смерти для большей части Тихоокеанского региона, Китай не получает дополнительных баллов за то, что он является крупнейшим в мире источником выбросов парниковых газов (хотя США занимают второе место).

Жители тихоокеанских островов осознают, что интерес Китая к Тихому океану в основном носит эксплуататорский характер. Все большее число островитян обеспокоены недостатками сотрудничества с Китаем: ущерб окружающей среде, долги, отсутствие выгод для местного населения, усиление коррупции в политических системах их стран и потеря суверенитета. Недавние исследования показывают, что студенты университетов Папуа-Новой Гвинеи и Фиджи — будущая элита своих стран — в основном выступают против получения дополнительной помощи от Китая.

Заключение непрозрачных сделок с Китаем идет вразрез с региональной политической культурой поиска консенсуса среди «тихоокеанской семьи». Регион не хочет становиться ареной американо-китайского конфликта и склонен винить в этой опасности новый приток китайского влияния больше, чем винит влияние США. По иронии судьбы, Китай под руководством Си действовал скорее как неоколониальная держава, чем такие державы, как Соединенных Штатов, Австралии и Новой Зеландии. Эти западные демократии теперь имеют более чем прекрасную возможность укрепить свои исторически тесные отношения с тихоокеанскими островными государствами.

Денни РОЙ

Пекин
6195 интересуются