В настоящее время индустрия шотландского виски находится на перепутье. То, как будет определена или описана эта эпоха, станет ясно в течение следующего десятилетия или около того. Обычно всегда ярлыки навешиваются задним числом. Например, период, последовавший за катастрофическим спадом в отрасли и закрытием винокурен в середине 1980-х годов, стал синонимом и определен через 10–15 лет как эпоха так называемого «озера виски (whisky loch)» из-за огромного количества выдержанного виски на складах. Точно так же применение термина «виски-бум» к любой эпохе (например, конец 1800-х годов был периодом бума продаж виски и строительства винокурен) обычно имеет относительный контекст, поскольку несколько лет спустя за ним следует соответствующий «спад». Например, известный кризис Паттисонов в 1898 году, последовавший за бумом.
И вот интересно будет посмотреть, как для индустрии шотландского виски будут рассматриваться и называться 2010-е и начало 2020-х годов в ближайшие время? Всем понятно, что это время огромного энтузиазма и роста. В период с 2010 по 2020 год в Шотландии была основана и начала работу более 30 новых винокурен. В 1999 году, к примеру, работало примерно 95. Таким образом, за последнее десятилетие количество производств выросло на 30%!
Кроме того большие изменения и рост связаны не только с количеством действующих дистиллерий, но и с изменением их производственных мощностей. Многие старые и давно зарекомендовавшие себя винокурни претерпели масштабные программы расширения, увеличив количество бражных чанов и перегонных кубов. В настоящее время пять производств имеет мощности более 12 миллионов литров спирта в год, а два крупнейших из них могут производить до 21 миллиона литров. Это Glenlivet и Glenfiddich. Для сравнения, в 2011 году крупнейшая в Шотландии винокурня имела мощность «всего» 10,5 милионов литров.
А кроме увеличения мощностей появилась новая тенденция строительства небольших винокурен с производственной мощностью от 20 000 до 400 000 литров в год. К примеру, винокурня Edradour долгое время позиционировала себя как «самая маленькая винокурня в Шотландии», имела годовую мощность 90 000 литров. Сегодня работает не менее 17 винокурен с меньшими производственными мощностями, чем у Edradour! Хотя сейчас Edradour увеличила мощность до 260 000 литров. Но эти 17 новых малых дистиллерий производят от 20 000 до 259 000 литров в год.
Кроме всего этого, работают множество независимых ботлеров, выпускающих виски под своей маркой. А международный рост потребления смешанного виски крупных брендов (Johnnie Walker, Ballantines, Chivas Regals и т. д.), а также спрос на известные бренды солодового виски подпитывают беспрецедентный уровень производства по всем направлениям.
К чему все это приведет? Исторически, предыдущий опыт говорит нам, что «крах» уже на подходе… это был круг (или цикл?) жизни шотландского виски на протяжении 200 лет. Тем не менее все говорят, что крах надвигается уже более 10 лет, и все же нет никаких признаков замедления. Глобальный интерес к виски продолжает расти. Новые международные рынки продолжают открываться. При этом спрос не ограничивается только шотландским — аналогичный рост и расширение наблюдается в ирландской, австралийской и североамериканской индустриях производства виски. Япония могла бы возглавить бы атаку, если бы не спад, который был десятью годами ранее. Индийский и тайваньский солодовый виски также находятся на подъеме, как и многие другие.
Несмотря на очевидный оптимизм предыдущего абзаца и нынешний бум виски, есть некоторые тревожные сигналы. Последние мировые события приводят к росту затрат на производство виски, что больно ударяет по производителям. Оптовые (и, следовательно, розничные) цены на некоторые бренды виски значительно выросли, поскольку винокурни сталкиваются с растущими затратами на газ. Есть информация, что счета за газ увеличились на 380 000 фунтов стерлингов в месяц! Даже стоимость упаковки (то есть картонных коробок) выросла в геометрической прогрессии из-за огромной нехватки картона в Европе в данный момент — предположительно из-за почти монополизации картона Amazon для их транспортных потребностей! (Это побочный эффект COVID-19, когда люди делали покупки в Интернете, застряв дома… и теперь продолжают делать это, несмотря на снятие ограничений). Аналогичным образом, доходит информация, что стоимость покупки ячменного солода за последние шесть месяцев выросла на 35%, а стоимость бочек из-под хереса выросла на 68% за последний год. Никого не должно удивлять, что эти растущие расходы в конечном итоге ложатся на плечи потребителей. Розничная цена на бутылку виски может стать настолько высокой, что предприятия столкнутся с ценовым сопротивлением со стороны потребителей. Остаётся только понаблюдать, как индустрия виски справиться с этим.
Если послушать представителей брендов, то сейчас хорошие времена, и некоторые будут утверждать, что мы все еще находимся в середине бума виски. Как долго продлятся хорошие времена? Ни оптимисты, ни пессимисты не могут сказать что-либо конкретного. А нам лишь остаётся наблюдать и следить за тем, когда же виски бум закончится или настанет очередной новый виток роста.
И как всегда главные вопросы: нужно ли его брать и стоит ли он своих денег. И здесь ответы очень просты. Если есть сомнения в том, что этот виски вам нужен - то его не стоит брать, можно будет легко разочароваться. И если вы не можете позволить купить виски по указанному ценнику, то он явно не стоит своих денег для вас.
Данный материал не является рекламой, а лишь отображает личное мнение автора, основанное на его дегустационном опыте. Это мнение не является истиной, и на него можно смело положить. Если ищете намёки на рекламу - ищите. Данный материал не является рекомендацией к покупке. Употребляйте крепкие напитки умеренно. Всем отличного настроения! Slàinte!