Возможность техобслуживания в парка в этой стране авиаперевозчик обсуждал несколько месяцев
Один из 178 самолетов из парка «Аэрофлота» отправился на техобслуживание в Иран, сообщает «РБК» со ссылкой на собственные источники. Речь идет о широкофюзеляжном лайнере Airbus. В Тегеране ему будет проведено техобслуживание стоек шасси. Работы выполнит иранский перевозчик Mahan Air.
История вопроса:
По словам источников «РБК», возможность техобслуживания в Иране «Аэрофлот» обсуждал несколько месяцев на фоне западных санкций, накладывающих ограничения на работу зарубежных компаний с российской авиатехникой.
– Иран за десятилетия экономической блокады со стороны Запада (впервые санкции были введены с 1979 года) обрел обширные компетенции по ремонту воздушных судов и их компонентов. Этих факторов достаточно для того, чтобы развивать партнерские отношения с Ираном, – полагает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
У иранцев большой опыт проведения техобслуживания авиатехники в условиях внешних санкционных ограничений, уверяет директор по развитию воздушного транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Александр Терентьев.
По данным бермудских авиавластей, самолет A330, улетевший на техобслуживание в Тегеран, как и еще две машины этого типа из парка «Аэрофлота», на 1 марта имел регистрацию – находился в реестрах России и Бермуд одновременно.
В Иране риск ареста воздушных судов минимален, указывает директор группы корпоративных рейтингов агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) Александр Диваков.
– Техническое обслуживание самолета Airbus A330 в Иране будет выполнено провайдером по широкому спектру работ. Организация Mahan Air имеет необходимую материальную базу, сертификаты и огромный опыт, провайдер выполняет техническое обслуживание с высоким уровнем качества, – констатирует представитель «Аэрофлота».
Эксперты отмечают отсутствие серьезных авиационных инцидентов в последние годы среди воздушных судов авиакомпаний Ирана, которые летают по многим международным маршрутам.
По словам представителя «Аэрофлота», компетенции иранских компаний в области технического обслуживания и ремонта самолетов будут дополнять возможности всей группы (кроме одноименной авиакомпании в нее входят перевозчик «Россия» и лоукостер «Победа»).
В 2022 году провайдер «Аэрофлот Техникс», который тоже входит в группу «Аэрофлот», выполнил более 300 форм периодического техобслуживания самолетов.
В 2023 году продолжится процесс расширения компетенций и увеличения объемов выполняемых работ. В конечном счете «Аэрофлот Техникс» станет крупнейшим в России центром технического обслуживания и ремонта отечественной и западной авиационной техники, - подтвердил гендиректор «Аэрофлот Техникс» Михаил Коробович.
В марте пресс-служба «Аэрофлота» информировала, что провайдер группы впервые в России самостоятельно выполнил замену стоек шасси на самолетах A330.
Опыт отправки регионального самолета Bombardier CRJ200 на техобслуживание в Иран возможно имеется у татарстанского перевозчика UVT Aero. Минимум один двигатель на ремонт в Mahan Air отправила и авиакомпания «Россия».
– До последнего времени иранские компании закупали их по всему миру, включая Европу и США, но в последнее время эти поставки усложнились, западные страны стали сильнее контролировать поставки в Иран. В некоторых случаях российским авиакомпаниям самим приходится находить и покупать запчасти, а уже в Иране они ремонтируются и устанавливаются, – говорят источники «РБК».
На российских предприятиях в настоящее время не освоен весь спектр услуг по восстановительному ремонту авиадвигателей, вспомогательных силовых установок, шасси и некоторых других.
– Тем не менее отечественные ремонтные предприятия точечно осваивают ремонты отдельных типов авиационных двигателей и вспомогательных силовых установок, по которым имеется максимальный спрос у российских авиакомпаний, – замечает представитель Smartavia.
Самые сложные позиции для обслуживания в России – авиационные двигатели и воздушные винты, бортовое радиоэлектронное оборудование.
–Техобслуживание двигателей не импортозаместится никогда – нет чертежей, а реверс-инжиниринг не даст точности и учета всех особенностей, – констатирует старший директор по к орпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов.
Российские перевозчики перестанут пользоваться услугами зарубежных компаний для ремонта техники, когда обслуживание в России станет более выгодным с точки зрения экономики или когда импортных лайнеров в стране не останется.
В марте глава Минтранса РФ Виталий Савельев сказал журналистам, что сейчас в России более 200 сертифицированных организаций, осуществляющих техобслуживание воздушных судов. По словам чиновника, ключевые организации в России имеют 23 ангара, которые способны одновременно обслуживать более 80 самолетов, из которых 14 – широкофюзеляжные.
– Общее количество ангаров позволяет обеспечить обслуживание воздушных судов без очередей и простоя, – подчеркивал Савельев.
Напомним, более 180 самолетов РФ зарубежного производства находятся в российской регистрации. LR