Найти тему
Обнинск

Времена меняются, меняются ли нравы?

   Новое прочтение пьесы Гроза в обнинском театре. Рената Белич
Новое прочтение пьесы Гроза в обнинском театре. Рената Белич

Новое прочтение пьесы Гроза в обнинском театре. Жителей Обнинска ожидает интересная театральная премьера. 21 и 22 апреля, в пятницу и субботу, актёры Обнинского народного театра имени Веры БЕСКОВОЙ покажут спектакль по пьесе Александра Островского «Гроза».

О том, что нового откроется зрителям в классической пьесе, которую мы помним еще со школьной скамьи, нам рассказала режиссер спектакля Елена ЧЕРПАКОВА.

ЧТО РАССКАЖЕТ ПЬЕСА О ДОМОСТРОЕ ЗРИТЕЛЮ 21 ВЕКА?

Традиционно пьеса «Гроза» дается как история про несчастную молодую девицу Катерину, которую замучили своими правилами и придирками злые родственники. И всето вокруг не то и не так и в городе, и в семье. И всето хочется чегото другого то ли поднять руки и полететь, как птица, то ли интрижку завести с любовником. В общем, вечная проблема, не знает барышня чего хочет, то ли свободы, то ли буженины с хреном.

А тут еще и критики пустили слезу над судьбой несчастной, объявили её символом протеста против домостроя. Символ, впрочем, весьма печальный когда пришло время отвечать за прогулки при луне, тут же предпочёл самоуничтожиться.

В общем, школьники и в двадцатом веке не сильно понимали, почему Катерину дружно называют лучом света в «тёмном царстве». Здоровая психика советского человека вообще не принимала самоубийство как выход из бытовой проблемы. Что уж говорить о зрителях 21 века! Будет ли воспринят сегодня Островский с его образным и глубинным пониманием на первый взгляд бытовых проблем? Увидит ли зритель себя в пьесе? Времена меняются, меняются ли нравы?

Однако ценность классического произведения в том и заключается, что разные люди в разные времена находят в нем чтото совершенно новое, своё, ещё не сказанное и не открытое. В качестве альтернативы один из российских театров лет десять назад решил всячески поддержать Кабаниху. Мол, свекровь просто хочет сохранить традиции, от которых и сама не в восторге, потому как тоже настрадалась в своё время, но какимто другим способом сохранять семью и делать счастливым своего сына просто не умеет.

Конфликт свекрови и невестки, конечно, налицо. И подобные отношения не ушли в небытие и будут интересны зрителю ещё очень долго. Да и «темное» царство электрической лампочкой не осветишь.

Нужно отдать должное обнинскому режиссеру Елена ЧЕРПАКОВОЙ, ей удалось найти в драме Островского то, на что долгие годы не обращали внимание самые маститые режиссеры, что, если и читалось зрителями, то не выводилось на уровень сознания.

В. Красногоров «Офисный планктон», Юрий Смоляков, Алексей Кусый, Полина Колесникова

НА КОГО БЫ ПЕРЕЛОЖИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ВАРВАРУ ИЛИ НА ГРОЗУ?

— О чем эта пьеса для меня? — Она об ответственности за все свои поступки, — говорит Елена Валерьевна. — И когда мы начали ещё на уровне читок разбирать пьесу, я все больше и больше утверждалась в своём видении. Там сплошь и рядом все герои когото обвиняют Тихон — матушку, Катерина — Тихона, Кабаниху и город. И в целом, появляется такая круговая порука, как бы на когонибудь переложить ответственность. Вроде как, это не мы виноваты. А тут ещё и гроза!

— За полтора столетия пьеса обросла хрестоматийными представлениями о героях и о смыслах. Вам критики скажут, что нельзя отрывать героев от исторического контекста. Мол, не было у Катерины другого выхода – только утопиться.

— Но Островский уникален тем, что он актуален и многогранен, то есть там не уткнешься в одну глубину, этих глубин много. Домострой как явлений всетаки был, мы не можем это отменить. Это исторический факт. Но сегодня для нас проблемы домостроя, наверное, не очень актуальны. Правильно? Вот мы и ищем какието другие смыслы.

— В школе приходилось писать сочинение на тему «Катерина — луч света в тёмном царстве»?

— И в школе я была не согласна с этим утверждением.

О. Степнова «Любить не поздно», Людмила и Владимир Жарские

СПЛОШЬ ОБЩЕСТВО НЫТИКОВ

— Для меня Островский актуален абсолютно. Вопервых, там есть действительно абьюзи&769;вные, то есть уничижительные отношения. Это есть, и это сейчас очень актуально звучит. Вовторых, чувство ответственности за то, что ты единственный за себя отвечаешь. У нас же сейчас сплошь общество нытиков, которые винят во всем своих родителей, государство, общество, стихию. Вот этот порочный круг он остался. Ну да, он сейчас выглядит подругому. Мы употребляем другие какието способы высказывания.

— Лингвистика другая, а суть та же как бы всех обвинить в том, что с тобой произошло?

— Да, но в пьесе есть персонажи, Варвара и Кудряш, которые единственные отвечают за всю свою ситуацию и сбегают. Это такой болевой это поступок, но это их действие, их выбор. По сути, и Катерина тоже делает свой выбор. Я так в своем ощущении определилась для себя мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Сами. Здесь для меня разговор со зрителем именно об этом должен состояться.

— Кто для Вас бесспорно положительный персонаж в этом темном царстве?

— Это Кулигин, который ходит и хочет себя применить на благо общества. Наверное, это единственный нормальный персонаж, со здоровым пониманием сути. И все ключевые персонажи пьесы обращаются к нему, идут к нему, как на исповедь, и Борис, и даже Тихон. Они все как бы рассказывают ему свою боль, хотя бы на уровне слова, но признают свою несостоятельность.

ВОТ ОПЯТЬ ОКНО, И ОПЯТЬ ЗАКРЫТО

В. Губарев «Королевство кривых зеркал» на фото Екатерина Александрова и Алексей Кусый

— Оформление спектакля будет традиционное? 19й век, мрачный город Калинов.

— Я не шла от исторической правды. Мне важно здесь было создать свой образ этого вымышленного города. Мы отталкивались от обстоятельств пьесы. Есть город, есть окна, и они все парадные, внешне — в резных наличниках. А что за этими окнами? Они закрыты точно так же, как закрыты наши фасады от взглядов других людей, то есть мы все носим некую, такую вот маску, личину. А чтото у нас на душе, что там творится? Вот такой важный идет Дикой, а что у него дома происходит? Он абсолютный, по моему прочтению, садист, абьюзер абсолютный. И это подтверждается, когда он Кабанихе рассказывает о том, что домато он «гоняет баб своих», воюет со всеми. По сути, он домашний тиран.

— Как готовятся декорации в народном театре?

— Мы сотрудничаем с известным в городе художником Натальей КИТАЕВОЙ. Она художникграфик. Мы постепенно шли к нашему решению, экспериментировали, я скажу, даже у нас один из эскизов есть, и он сделан в стиле конструктивизма Малевича.

Были очень разные решения, нам надо было поймать визуальный образ, и мы шли к нему разными путями. В диалоге тоже рождались какието варианты, пробовали все.

— На чём остановились?

— Это трехъярусная декорация с большим помостом. Мне нужно было ощущение того, что есть куда скатываться. То есть, высшая какаято нравственности точка в метафорическом смысле. И мы скатываемся в этот овраг, и делаем это добровольно. С огромным удовольствием мы совершаем плохие грешные поступки. А как подняться обратно на эту звенящую чистоту вибрации? Поэтому декорация представляет из себя три плана. Центральная конструкция, которая проигрывается как набережная, дом Кабановых и как овраг. Вот у нее 3 уровня высоты. А вокруг все в этих заколоченных окнах. Есть над чем подумать.

КОМФОРТНО НА СТО ПРОЦЕНТОВ

О. Степнова «Любить не поздно», Софья Ланина и Сергей Чурин

Руководителем обнинского народного театра Елена ЧЕРПАКОВА работает пятый год. За это время поставлены одиннадцать спектаклей «Квадратура круга», «Офисный планктон», «Королевство Кривых Зеркал, новогодние спектакли.

Сегодня в списках актёров обнинского народного театра имени Бесковой 30 человек и плюс студия — 15 юных артистов. Они тоже выйдут на сцену в массовых сценах. Театральной студией руководит Полина КОЛЕСНИКОВА, она же играет Катерину. Полина Александровна закончила Санкт Петербургский институт культуры, отделение режиссуры и теперь занимается любимым делом в Обнинске.

Работа над спектаклем «Гроза» длилась год.

— Насколько комфортно вам в ГДК?

— На все 100! У нас огромное помещение почти 150 квадратных метров, оно разделено на 2 класса. В одном классе приемная такая, а в другом — репетиционная. Пространство зонировано, в этом же помещении есть своя костюмерная. Увлеченность театром всех участников процесса, отличная сцена и внимание руководства ГДК позволяют дарить зрителям волшебные спектакли.

Рената БЕЛИЧ