Своим рождением и расцветом театр и сад «Аквариум» обязан купцу Георгию Александровичу Александрову (1845 -1910), замечательному филантропу и меценату.
Бывший крепостной из тверского поместья Волконских, Егор (Георгий) Александров прибыл в столицу искать счастья. Начав мальчиком в ресторане Излера на Невском в доме Армянской церкви, вскоре стал мастером-кухмистером. Затем Александров становится антрепренером, чем и занимается всю свою жизнь.
Его антрепренерская деятельность началась с увеселительного заведения под названием «Аркадия», которую Александров Г.А. держал вместе с Д.А. Поляковым.
История увеселительного заведения «Аркадия» началась, когда в Новой деревне, на берегу Большой Невки, в 1834 году было открыто "Заведение искусственных минеральных вод". Здесь не только лечились, но и развлекались на балах. В саду и залах работали буфеты, а владельцы окрестных дач любили устраивать в саду игры. Петербуржцы называли это заведение- "Минерашками". В 1848 году сад арендовал Иван Иванович Излер, содержавший до этого небольшое кафе-ресторан на Невском. Благодаря усилиям Излера "Минерашки" стали чрезвычайно популярными. В саду работали многочисленные буфеты, кафе, ресторан.
В 1862 году исполнители входящих в моду французских шансонеток заставили забыть популярных цыган, и тирольцев. В 1869 году здесь в Минерашках прошла оперетта Жака Оффенбаха "Перикола". Излер широко использовал и технические новшества. Так, зимой 1866 года электрическое освещение, бывшее в середине века редкостью, засияло над катком "Минерашек". Электрические фонари появились на улицах Петербурга лишь 17 лет спустя. 7 (19) августа 1876 года произошел пожар уничтоживший знаменитые Минерашки. Вскоре умер и Излер.
Опустевший участок арендовали бывшие служащие Излера- Карташов, Поляков и Александров. Они открыли свое заведение «Ливадия». За «Ливадией» появилась и «Аркадия».
В 1880 Дмитрий Антипович Поляков и Георгий Александрович Александров стали строить вблизи вокзала конно-железной дороги и пристани Финляндского легкого пароходства, новый увеселительный сад названный «Аркадия». В саду снова играл духовой оркестр. Пели приглашенные из Москвы цыгане. В бассейне плавали стерляди, а водопад каскадами низвергался со скал. Регулярно демонстрировался полет воздушного шара. В ресторане предлагали английские и французские вина. На открытой сцене выступали акробаты, фокусники, жонглеры. Во вновь отстроенном театре гастролировали в разное время Шаляпин, Собинов, Нежданова, Вивьен и другие известные артисты.
Неразлучные антрепренеры Поляков и Александров, прозванные «сиамскими близнецами», культивировали здесь русскую оперетку. В их «Аркадии» выступали знаменитые в то время артисты: Зорина, Бельская, Давыдов, Чернов, Родон, Ларизина, Крузова и т.д.
В 1882 году Поляков и Александров восстанавливали Аркадию после пожара.
Проводили антрепренеры и филантропические мероприятия. В дни торжественного открытия памятника М.И. Глинке в Смоленске (1885), компаньоны устроили в саду «Аркадия» большое празднество в честь великого композитора. В том же году Поляков и Александров доказал, что они не только патриоты, но и люди готовые прийти на помощь ближнему. Они организовывали представления, сборы от которых шли в помощь пострадавшим от большого пожара в городе Гродно.
Затем в 1886 году Георгий Александрович Александров отделился от своего компаньона и приобретя на Каменноостровском проспекте пустырь занятый огородами и основал свой увеселительный сад «Аквариум». В саду был построен большой аквариум (отсюда название) и множество гротов с водными обитателями. Владелец так же собирался проводить здесь лекции о жизни рыб и водных растений.
Но опыт с «аквариумом» или как его называли «акварий», был неудачным.
Вот как его описывали очевидцы.
-« постройка была задумана масштабно и должна была представлять, что-то подобное аквариумам Парижа и Берлина. Ожидания публики не сбылись. «акварий» на Каменноостровском представлял из себя что то вроде живорыбного садка, помещенного в стенах каменного дома, с тою разницею, что вместе с известными сортами рыбы туда попали птицы и млекопитающие, ничего общего не имеющие ни с аквариумом ни с водным миром. Публика с недоумением смотрела за плату, на карасей и стерлядок, которых она привыкла видеть у себя на тарелке и спешила покинуть это не приветливое место. Само здание представляло из себя заурядную постройку, где в полумраке были возведены некие подобия сталактитов производящие удручающие впечатление…»
Да, вначале дела шли неблестяще. Симфонический оркестр, игравший в каменном театре, не привлекал публику, привыкшую к легкому, веселому летнему жанру.
Сметливый русский «Барнум» (Барнум Тейлор, известный американский шоумен, антрепренёр, крупнейшая фигура американского шоу-бизнеса XIX века) учел все первоначальные недочеты. Вскоре от неудачного «аквариума» осталось только наименование сада.
Александров пригласил французскую оперетку, во главе с Раулем Гинсбургом и построил театр для кафешантана. Публика сразу повалила в «Аквариум» где одна за другой появлялись такие звезды, как Отеро, Лиан-де-Пужи, Дебриеж, Кавальери, Фужер и др.
Красавица Лина Кавальери, начала здесь свою бриллиантовую карьеру. Она распевала неаполитанские песни под аккомпанемент мандолины. Французскую оперетку сменила венская под управлением Яунера. Он познакомил публику с великолепными Бетти Стоян, Шнильманом и Штейнбергом. Сад «Аквариум» стал излюбленным уголком фешенебельной публики.
«Аквариум» включал в себя театр и ресторан и располагался рядом с незастроенным участком, по которому даже планировали проложить новую благоустроенную улицу.
Александров продолжал завлекать публику не обычными новшествами.
В конце 1888 года владелец Аквариума выстроил по образцу знаменитого ледяного дома 1740 года, копию под названием «Исторический ледяной Дом». Такая выдумка потребовала больших затрат, но любопытство публики вознаградило все расходы и доставило не мало прибыли. Ледяной замок выстроен по проекту архитектора Малова, строившего все здания «Аркадии» и «Аквариума»
Каменный театр “Аквариум”, вместимостью 2500 мест, был перестроен архитектором Алексеем Васильевичем Маловым и открыт 23 ноября 1891 года.
Именно здесь, в помещениях концертного зала увеселительного сада «Аквариум» на Каменноостровском проспекте, которое использовалось главным образом для театральных постановок, 4 (16) мая 1896 года состоялся первый в России публичный киносеанс.
«Открытие «Аквариума»явилось самым удачным из всех открытий сезона… «гвоздем» открытия была, конечно пресловутая, синематография. …Ее показали перед третьим актом… в зале сделалось темно и перед публикой появился целый ряд движущихся картин. Зрелище это не виданное и безусловно очень интересное. Особенно эффектны картины: прибытие поезда, борьба, игра в карты и купание.
Можно с уверенностью сказать синематография будет «магнитом» для публики».
В начале 1898 года в саду «Аквариум» появилось новое «железное» здание театра. Конструкции здания созданы по плану архитектора А. Малова, изготовлены на СПб металлическим заводом. Театр был рассчитан на 700 зрителей. В первом ярусе находилось 10 лож и во втором 27. Пол театра был изготовлен из противопожарного материала- магнолита. Все помещение было освещено многочисленными лампочками. Наружный вид театра отделан по эскизам известных художников. Скульптурные работы исполнены Цыгановым Василием Максимовичем. Постройка театра, длилась, полгода и обошлась Александрову в 50.000р.
И вот уже 23 мая 1898 года в «железном» театре дебютировала госпожа Гальтон.
«Великолепная исполнительница шансоньеток… грациозная, изящная, талантливая актриса была предметом шумных и восторженных оваций. Ей бисировали бесконечно. Такого успеха не имела ни одна из подвизавшихся у нас в кафе-шантанах «этуалей» и «див»».
В 1903 году 10 июля состоялся бенефис самого директора «Аквариума», Г.А. Александрова.
Как отмечала пресса, бенефисы этого энергичного и неутомимого директора сопровождаются очень симпатичным постановлением, запрещающим какие либо ценные подношения бенефицианту. Программа как всегда была исключительно интересна и разнообразна. Кроме сенсационного полета на автомобиле, исполненного неустрашимой Маргаритой Вестерн, публика была поражена танцующими слонами под управлением негра Томсона, целый ряд различных акробатов и гимнастов, «гвоздем» вечера стало цветочное и декоративное украшение сада, великолепная иллюминация и роскошный фейерверк.
С 1884 года Александров Г.А. купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин.
Владелец доходного дома на Каменноостровском 10-12 (арх. Крыжановский Д.А.)
Выборный от купеческого сословия и Гласный Городской Думы. Кавалер нескольких орденов до Анны 2-й степени включительно.
Александров был и весьма большим благотворителем. Им был учрежден Бесплатный дом для вдов и сирот находившийся в принадлежавшем ему здании на Каменноостровском 12.
Богадельня купеческого сословия имени Ф.М. Садовникова и С.Г. Герасимова так же имела в лице Александрова крупного жертвователя.
Так же Григорий Александрович состоял старостой церкви св. Сергея Радонежского Мариинского офицерских детей приюта комитета для оказания помощи вдовам и сиротам пострадавшим на войне.
Жена Григория Александровича Анна Михайловна всегда поддерживала мужа в его благотворительных делах. Анна Михайловна Александрова состояла в 18-м Городском попечительстве о бедных (1-й и 3-й участки Петербургской стороны).
Сын Василий окончил Петербургское коммерческое училище и Александровский кадетский корпус. С 1912 года В.Г. Александров выборный от Петербургского купеческого сословия и членом Александринского женского коммерческого училища.
Еще в 1905 году Григорий Александрович практически передал свое дело сыновьям, Василию и Александру.
Александр Григорьевич и Василий Григорьевич состояли главными администраторами Сада «Аквариум», а позже и директорами всего заведения. Василий по примеру отца так же ежегодно давал бенефисные концерты.
В 1911 году Василий с братом Александром преобразовал дело в товарищество на паях « Г.А. Александров»
Г.А. Александров отличался большой предприимчивостью. Рядом с садом он выстроил рынок и расширил свои владения. Земля, которую он когда то купил, весьма выросла в цене и прежний не богатый антрепренер стал, миллионером предпринимателем.
Новый Петербургский «центральный рынок» строился архитектором П.М. Мульхановым. Открытие его произошло 20 июля 1904 года. Рынок представлял из себя последнее слово техники и строительной архитектуры. Светлые торговые помещения в два яруса их стекла металла и камня. Первый ярус предназначался для пищевых продуктов. К услугам продавцов предоставлялись холодильники с искусственным льдом. Во втором ярусе продавались хозяйственные товары. И в светлом просторном пассаже размещались двадцать магазинов для дамских нарядов и галантерейных товаров.
На рынке Александрова можно было приобрести все. В лавках по Кронверкской улице (сейчас здесь цех комбинированных съемок «Ленфильма») торговали обувью, корзинами, фруктами, галантереей, табаком, суровскими товарами, посудой, молоком, курами, дичью, мясом, чаем и сахаром. На Б. Ружейной улице находился трактир Расторгуевых, на Каменноостровском — парикмахерская Ришара и торговля светильниками. Сейчас в здании Петербургского Центрального рынка располагается павильон №5.
Александров продолжал делать привлекательные для публики программы.
В 1907 г., 25 февраля в Аквариуме, прошел один из первых Всероссийских конкурсов красоты на приз 2.000р (бриллиантовое колье). Мероприятие вместе с балом маскарадом устраивалось в благотворительных целях Попечительским обществом дома трудолюбия для калек.
Первый приз получила госпожа Казарина Иоганна Христьяновна, которая тут же пожертвовавшая свой приз (колье) Благотворительному Обществу. Второй приз (золотая брошь) получила графиня Соллогуб. Мужской приз получил сын художника Мясоедова, Иван Григорьевич увлекавшийся в то время силовым спортом.
Скончался владелец «Аквариума», 22 ноября 1910 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище.
Известно, что один из венков на могиле Г.А. Александрова имел надпись-« Незабвенному создателю св. храма – от общества гг. офицеров 7-го стрелкового финляндского полка».
Действительно в Выборге, в городском районе Папула, когда то находилась церковь 7-го Финляндского стрелкового полка названая, в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Инициатором построения полкового храма был прапорщик запаса Александр Григорьевич Александров сын Г.А. Александрова.
Поступив, по случаю мобилизации некоторых воинских частей в России для войны на Дальнем Востоке, на службу в 7-й Финляндский стрелковый полк, в звании прапорщика запаса, А. Г. Александров решил построить для полка на свои собственные средства полковую деревянную церковь, вместимостью до 400 человек.
План церкви был составлен и детально разработан архитектором Иваном Степановичем Петровым, который разрабатывал ряд построек в саду «Аквариум» В частности Петровы созданы ограда, входной портал и открытая сцена.
Церковь была заложена 15 июля 1905 г. и построена в русско-византийском стиле.
Церковь пережила две русские революции и была закрыта в 1924 году. Позднее она была, по-видимому, разобрана.
31 мая 1911 года, в день 25-летия открытия “Аквариума”, в саду, украшенном феерической иллюминацией, было устроено грандиозное гулянье, которое завершилось «блестящим, из ряда вон выходящим фейерверком работы А.Серебрякова».
Так описывал это событие корреспондент Петербургской газеты- «Аквариуму минуло двадцать пять лет … Из маленького палисадника с небольшим концертным залом… вырос целый увеселительный городок с железным, каменным театрами, рестораном, открытыми эстрадами, верандами и киосками. Основатель Аквариума Г.А. Александров не дожил до юбилея шесть месяцев. Ныне владельцами являются его сыновья В.Г. и А.Г. Александровы которые продолжают расширять увеселительное заведение.
Господа Александровы ознаменовали этот день солидной суммой для фонда взаимопомощи служащих их организации. … Все здесь создано трудами, энергией и риском Г.А. Александрова. Прежде чем достичь успеха, он переживал тяжелые дни, рискуя потерять все, но кто не рискует, тот не выигрывает. Он сумел угодить капризам прихотливой петербургской публики. …двадцатипятилетняя антреприза, честная и процветающая- это достопримечательность, едва ли не единственная по долголетию»
В 1912 году в каменном театре «Аквариум» был устроен «Дворец льда», круглогодичный искусственный каток.
Владельцы Аквариума и «Ice-Palace», соорудили для изящного конькобежного спорта, роскошный зал с мраморными колоннами и массивными бронзовыми светильниками. Пышные апартаменты с холодильной установкой для охлаждения воды до минус двадцати градусов, устроенную инженер- технологом А.Б. Моргулевым, обошлась Александровым более полумиллиона рублей… Конькобежцы и нарядные дамы получили возможность наслаждается катанием по льду в весьма камфорных условиях, как в великосветской гостиной. Гремела музыка, сверкали огни и звенела режущая лед сталь коньков.
Во время I Мировой войны в театре был развернут лазарет.
После революции в период НЭПа театром и садом Аквариум находившемся на ул Красных Зорь (быв. Каменноостровский пр.) владели наследники Александрова.
С 1924 года на территории бывшего «Аквариума» и прилегающего к нему рынка велось строительство большой кинофабрики «Ленфильм». На территории бывшего сада Аквариум разместились 5 съемочных павильонов, и вспомогательные цеха и отделения «Совкино». (5-й павильон размещен в бывшем «Центральном рынке»)
Главное здание киностудии «Ленфильм» построено в 1956 году в глубине сквера на Каменноостровском проспекте, 10 по проекту архитектора Георгия Петрова.
Источники:
Санкт-петербургское купечество и торгово-промышленные предприятия города к 200-летнему юбилею столицы. Шустов А.С. СПб, 1903г.
Приходская Благотворительность в Петербурге. Исторические очерки С.И. Рункевича. СПб 1900г.
Справочная книга СПб купечества 1865-1873г
Адресная книга Весь Петербург, 1906-1913г.
Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.-Петербурге и Москве. 1899г
Рестораны, трактиры, чайные. Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века, Ю. Димиденко, СПб, 2012г
Газеты: Новое Время, Петербургский листок, Новая Петербургская газета. (1906-1912)
Отчет богадельни и школы им. Ф.М. Садовникова и С. Герасимова для пожилых обедневших купцов, мещан и ремесленников 1908-1910г
Деловой мир Петербурга, М.Н. Барышников , исторический справочник, СПб 2000г
Выражаю Благодарность за оказанную помощь в подборе материала главному библиотекарю РЖФ РНБ, Леонтьевой М.В.