Найти тему
Учительская

Живые уроки

Учитель географии Маргарита ВОРОБЬЕВА работает в школе №1 имени Героя Советского Союза А.С.Александрова города Николаевска-на-Амуре Хабаровского края. Рассказ о своем предмете она начинает довольно неожиданно и оригинально…

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

– Представьте себе, у меня первый урок, объясняю детям, что такое циклон. Уточняю, что у нас это явление можно наблюдать довольно часто, погода готова измениться в момент. А уже через урок предлагаю следующему классу быстро подбежать к окнам и посмотреть на надвигающийся циклон! Живая картина природы оказывается лучше любого учебника, – с улыбкой поясняет Маргарита Александровна.

Сразу заметны ее увлеченность предметом и стремление обучить детей с помощью любых пособий и естественных природных явлений.

Как учительница шла к победе? Начать, пожалуй, стоит с ее пути к самой профессии. Малая родина Маргариты Воробьевой – село Красное Николаевского района Хабаровского края. До середины 90‑х годов XX века село было центральной базой экспедиции «Даль-кварцсамоцветы» и геологических партий. Оканчивая школу, Маргарита Александровна уже знала, что хочет заниматься географией и гео­логией. И больше всего ее привлекала именно профессия учителя.

Пройдя собеседования в местных органах управления образованием, Маргарита Александровна получила целевое направление в Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет, успешно сдала экзамены и поступила на географический факультет. Получив диплом в 2005 году, вернулась в родное село и проработала восемь лет в местной школе. А затем ей предложили место в школе №1 города Николаевска-на-Амуре, где она и трудится по сей день. Сейчас ее нагрузка составляет 32 часа в неделю, притом делится на несколько частей. Во-первых, 18 часов у доски, уроки географии начиная с пятого класса. Во-вторых, занятия по финансовой грамотности. В-третьих, руководство проектной деятельностью школьников. Судя по фото- и видеоматериалам на сайте школы и на странице Маргариты Александровны, она успевает принимать участие в самых разных мероприятиях, организованных в ее учебном заведении.

– Сначала я не совсем понимала, как важно начинать какие-то беседы, проводить внеурочные встречи с ребятами начальной школы, – рассказывает Маргарита Воробьева. – Но потом осознала, что, когда ко мне приходят пятиклассники, которые уже имеют первичное представление о предмете, уроки идут легче. Мне ведь нужно всего за один час в неделю суметь их заинтересовать, показать, что география – увлекательная наука. Я стараюсь наглядно объяснить школьникам, каким образом не только география, но и все изучаемые предметы связаны между собой. Важно вести уроки сообразно возрасту и общим знаниям об окружающем мире. В пятом классе ребята еще открыты всему, у них глаза горят, любую информацию впитывают молниеносно. Но я же имею дело со всеми классами. В одиннадцатом, выпускном, например, нельзя вести занятия так, как в средней школе.

Я согласна с тем, что каждый возраст требует определенного подхода. Ученики начальной школы уже регулярно пользуются средствами связи, проверяют сказанное педагогом, готовы поправить. Они еще не знают, что не все сведения, почерпнутые ими из Интернета, верны. Этому тоже нужно учить.

По мнению Маргариты Воробьевой, нужно обязательно знакомить учащихся с родным краем, поэтому краеведение – одно из важных направлений ее деятельности. Конечно, всегда можно взять в руки учебник, атлас или открыть нужный сайт, вывести на экран информацию и картинки. Но иногда и учебник не нужен, если можно увидеть происходящее воочию. География, считает Воробьева, должна быть живой. А еще всегда нужно держать наготове ответы на типичные вопросы школьников, особенно старшеклассников. Возможно, ребятам никогда в жизни не придется объяснять разницу между тангенсом и котангенсом, правильно называть основные части человеческого скелета, пользоваться иностранным языком или правильно читать координаты. Но ведь школа на то и общеобразовательная, чтобы давать общие знания в разных сферах. Отправляясь в свободное плавание, каждый выпускник имеет право выбирать, чем хочет заниматься в жизни, и сделать выбор ему помогает именно учеба в школе.

Как Маргарита Александровна решилась принять участие в конкурсе?

– Почувствовала необходимость расширить горизонты, проверить свои силы, способности, – говорит она.

На конкурс «Учитель года» Воробьеву выдвинуло региональное отделение Российской ассоциации учителей географии. Разумеется, школа поддержала. Особенно большую помощь оказала директор Ольга Шалупенко, организовав замену конкурсантки на периоды ее отсутствия и оказав моральную поддержку. Также Маргарита Александровна очень благодарна методисту Хабаровского краевого института развития образования Галине Паневиной.

Участвовать в конкурсах и иных мероприятиях Воробьева начала давно, буквально сразу, как окончила школу и получила целевое направление в педвуз. Вижу знакомую по себе черту – стремление к новому, к расширению границ. В списке почетных званий и наград почетная грамота Министерства образования и науки Хабаровского края за многолетний творческий труд, педагогическое мастерство, значительный вклад в развитие личности обучающихся и высокое общественное признание в краевом проекте «Народный учитель – учитель для народа», а также присвоение звания лауреата премии главы Николаевского муниципального района в области образования с вручением почетного диплома. Дополнительно в 2018-2019 годах Маргарита Александровна вместе с группой учителей ездила в Забайкалье и Бурятию, проводила методические мастерские по обмену опытом организации обучения географии в старшей школе, разработке занятий по краеведению. В 2020 году Маргарита Воробьева получила денежный приз за собственную методическую разработку. В 2021 году стала призером регионального этапа конкурса «Учитель года».

– Дело в том, что в Хабаровском крае этот конкурс проводится один раз в два года. Абсолютный победитель едет на всероссийский этап, – поясняет учительница. – А следующий за ним победитель едет уже через год.

Конечно, Маргарита Александровна готовилась к соревнованиям, но особых уроков, чтобы специально продемонстрировать высокий уровень, не придумывала. Показывать нужно то, как ты обычно работаешь, считает учительница. Открытые уроки, мастер-классы для опытного педагога – часть его ежегодной работы, обязательное умение в профессии.

В этом году задания на конкурсе были непростыми, но ведь простых никогда не бывает! Необходимо показать свою методику, провести творческие уроки в чужой школе, а также пройти испытание в формате пресс-конференции, где вопросы задают ученики, родители, журналисты и представители общественности. И один из главных элементов методики Маргариты Воробьевой – БРИЗ.

А еще очень важно побывать среди коллег, приехавших со всей России, обменяться опытом, мнениями, посмотреть, как ведут уроки другие, познакомиться и подружиться с такими же ищущими людьми. Среди базовых качеств учителя Воробьева выделяет коммуникабельность и открытость, стремление к творчеству, постоянное самосовершенствование.

– Поселок, где я росла, в том числе известен как один из центров добывания самоцветов, золота. Мне кажется, работа учителя, и особенно учителя географии, включает в себя поиск, то есть умение найти золотую жилку в каждом ученике, помочь ему раскрыть свои способности. Из школы я никуда уходить не собираюсь, мне здесь комфорт­но, я чувствую себя на своем месте! – делится Воробьева.

Вопросов много. Остается ли время на хобби? Есть ли любимые книги? А хватает ли времени на семью? В ответ Маргарита Александровна смеется:

– Вы же знаете, в нашей профессии лето – время золотое. В течение учебного года учитель – это человек, который всегда готов прийти на помощь. А значит, мы на службе круглосуточно. Но ведь у нас отпуск в июле и первой половине августа! Вот мы в этот период всей семьей и отправляемся путешествовать по стране на автомобиле. У нас двое детей: дочь в восьмом классе, а сын в четвертом. И, кстати, они понимают всю важность моей деятельности. Без поддержки семьи я бы не смогла пройти все конкурсные этапы.

Маргарита Александровна рассказывает, что они уже доезжали до Иркутска, теперь мечтают добраться до Урала, посмотреть новые, неизведанные места. Конечно, все есть в Интернете, но увидеть вживую – это совсем другое дело. К тому же, проезжая через города и веси на автомобиле, осознаешь, насколько велика наша Родина. Возникают новые эмоции, которыми педагог в сентябре делится с учениками.

По возможности Маргарита Воробьева старается уделять время и чтению. Нравится книга Олега Куваева «Территория». А еще она коллекционирует кукол в национальных костюмах и фигурки котов с названиями разных мест.

Будет ли учительница продолжать участвовать в конкурсах? Задумывается и лишь потом отвечает:

– Не только в конкурсах… Вообще, надеюсь принять участие в командном соревновании «Флагман образования». Думаю о конкурсе на звание «Лучший учитель географии России». И принимаю участие в форуме классных руководителей, у меня пятый класс. Всегда впереди есть новые вершины, к которым хочется стремиться!

Нина КОПТЮГ, Хабаровский край

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».