Главной причиной причин плохого пения являются приобретенные устоявшиеся вокально-мышечные привычки: человек по разным причинам ПРИВЫК извлекать вокальные звуки каким-то, одному ему понятным, способом. И этот способ явно не годится, иначе человек бы возглавлял мировые вокальные чарты, а не стоял перед нами, издавая “неприличные” звуки.
Любая привычка - навык - по сути, закрепленный рефлекс. И вокально-мышечные привычки лежат в той же плоскости. “Плохие” такие привычки мы на слух определяем легко: это всевозможные зажимы и искажения качества звучания голоса. Мы легко можем определить на слух зажим в гортани, например, или в челюсти. Остается понять, как с этим бороться.
С чего начать?
Для начала нужно разобраться со своими вокально-мышечными усилиями, которые мы совершаем, производя звук. Не секрет, что в разговорной речи мы усердствуем гораздо меньше (если только, конечно, не скандалим в моменте). Пение, действительно, требует от человека бОльших усилий, чем речь, потому что в пении много длинных звуков. Но эти усилия не настолько велики, насколько думает и делает обычный человек, особенно, “плохо поющий”. Научиться понимать степень своих усилий, прилагаемых нами в районе гортани - значит сделать первый шаг к управлению своим певческим звуком.
Любые усилия, которые мы совершаем в жизни, можно ранжировать по простой шкале от одного до десяти, где 1 - самое ничтожное усилие, а 10 - самое невероятное. Каждый может для себя “вычислить”, какой номер усилий по этой десятибалльной шкале он производит, поднимая, например, ложку супа, или двигая диван. Это будут разные усилия! Никому не придет в голову поднимать ложку супа с усилием перестановки дивана и наоборот. Но вот начинающие исполнители, чаще всего, так и делают.
Контроль со стороны... ученика!
Для того, чтобы проделывать с учеником работу по развитию у него навыков управления своими вокально-мышечными усилиями, нам понадобится новый подход к выбору упражнений. Поскольку мы имеем цель наработать, по сути, новые привычки (рефлексы), упражнения должны быть четкими по задачам и выполнению, причем, такими, чтобы ученик сам мог контролировать, правильно ли он действует. Такие четкие упражнения с однозначной обратной связью можно назвать алгоритмами, применение которых дает быстрый стойкий результат. Упражнения же, в которых нет понятных алгоритмов, может “сбить настройки” и ученик натренирует себе еще какие-нибудь “не те” новые вокально-технические навыки, с которыми нам же потом и бороться по десятому кругу.
Такими волшебными упражнениями могут стать абсолютно любые упражнения из арсенала каждого преподавателя вокала, если мы поставим перед учеником конкретную задачу по осознанному контролю своих вокально-мышечных усилий. В нашем деле - чем конкретнее, тем эффективнее. Кто-то из умных когда-то сказал: “Обобщенное знание дает лишь обобщенный результат”. Но нам этого мало, верно?