Найти тему

Слепой человек не может пользоваться компьютером

Это миф.

Еще как может, а некоторые делают это даже получше вашего!
Яркий пример — незрячий консультант в сфере цифровой доступности, IT-специалист Анатолий Попко. Он лишился зрения еще в детстве, а его первое общение с компьютером состоялось в 16 лет. Сегодня Анатолий — не просто опытный пользователь ПК, но и учит этому других людей с такой же проблемой, как у него.

«Сейчас я вместе с благотворительным фондом создал проект «Повышение компьютерной грамотности». У меня много незрячих знакомых по всей стране, и я знаю людей, которые умеют профессионально пользоваться компьютером. Они стали преподавателями в моем проекте, а все остальные незрячие, которые хотят научиться, — слушателями.

Любой незрячий может подать заявку, фонд ее рассматривает, и я организую для этого человека индивидуальные дистанционные занятия, где он один на один занимается с преподавателем, повышая свою грамотность. Эта инициатива очень востребована», — рассказывает Анатолий.

Возможно, вы спросите:
«А чему же учили всех этих людей на уроках информатики? Должны же они были посещать коррекционную школу!».

Безусловно, должны, и наверняка посещали. Только к превеликому сожалению, в наших российских ФГОСах не прописаны такие простые и нужные темы, как банальное изучение текстового редактора Word. По словам Анатолия, детям сразу начинают объяснять более сложные вещи — системы исчисления, принципы построения алгоритмов и т.д.

«Даже если программное обеспечение полностью доступно, незрячий пользователь не может просто сесть за компьютер и начать работать. Почему так происходит? Представьте: вы садитесь за компьютер, открываете текстовый редактор и глазами воспринимаете его интерфейс. Вы видите: вот у вас большое текстовое поле, вот мигает курсор – наверное, сюда надо писать. И дальше вам уже все понятно.

Незрячий этого всего не видит. Он не знает, где у него курсор, он не знает, какие команды может выполнять это приложение, какие команды перемещают фокус по интерфейсу этого приложения, какие сочетания клавиш тут есть. И для него работать на этом программном обеспечении в десятки раз труднее. В школе предполагается, что ребенок уже знает клавиатуру и умеет набирать текст, но это редко так. Надо сначала базовые пользовательские компетенции объяснить. С незрячими надо хотя бы полтора — два года потратить на освоение интерфейса операционной системы»
, — объясняет Анатолий.

Что ж, выходит, при определенных усилиях слепой человек все-таки может освоить компьютер, работать на нем, пользоваться интернетом и делать все то же самое, что и зрячий — так?

А вот и нет.

К сожалению, у нас нет нормального мониторинга доступности информационных ресурсов, объясняет Анатолий. Состояние доступности русскоязычной цифровой среды никто толком не отслеживает. По собственным наблюдениям специалиста, кардинальных сдвигов уже давно не происходит, между тем проблема эта очень острая — и коронавирус только ее усугубил.

В настоящее время Анатолий работает в Государственном музее — культурном центре «Интеграция» имени Н.А. Островского. Для организации своей работы учреждение использует систему «Битрикс24» — сервис, который позволяет вывести все задачи в единое электронное пространство.
Но Анатолий и его незрячие коллеги лишены возможности ей воспользоваться, так как эта система не соответствует требованиям доступности.

#vtemnote_факты