Павел Миронов родился 3 ноября 1861 г. в селе Новоильмовый Куст Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Дрожжановского района Татарстана) в бедной крестьянской семье. Рано лишился отца. Мать была швеей, жили в доме-мазанке на ее заработки. Из-за полуголодной жизни в младенческом возрасте Павлуша часто болел, рос хилым, но, тем не менее, пастушить начал с восьми лет. В начальной сельской школе он был первым учеником, особенно отличался от других быстрым решением арифметических задач. В 1872 г. Яковлев взял Миронова в свою Симбирскую чувашскую школу, которую открыл осенью 1868 г., еще будучи гимназистом. В 1871 г. школа стала «Симбирской чувашской школой Министерства народного просвещения» (МНП), в 1877 г. – «Симбирской центральной чувашской школой» (СЧШЦ) и получила разрешение готовить учителей.
Незадолго до выезда в 1870 г. в Казанский университет на учебу, Яковлев разработал для учащихся своей школы специальные правила. Ответственность за соблюдение правил лежала на старшем из учащихся, Алексее Рекееве. В частности, §16 Правил гласил: «Каждые две недели мальчики, которые могут, пишут мне письма на русском языке, первый – обо всем, касающемся мальчиков, последние – о себе». То, что каждые две недели чувашские мальчики писали на русском языке в Казань о своей жизни и учебе, явилось замечательной педагогической находкой Яковлева, позволявшей мальчикам быстрее и лучше освоить русский язык и чистописание, необходимые будущим учителям, а самому – руководить школой. В ответных письмах студент Яковлев каждому воспитаннику школы давал советы, указания, что и как читать, о чем писать…
В Симбирской чувашской школе обучались не только чуваши, но и ученики других национальностей: так, в 1873/74 учебном году в школе учились 6 русских, 4 мордвина, 2 татарина и 20 чувашей. В такой среде Миронов и его сверстники получали интернациональное воспитание, особенно необходимое в их будущей жизни и работе в условиях многонациональной России.
Начиная с 1875 года, Симбирская чувашская школа приобретает значение и характер учительской семинарии. Учебную программу Яковлев постоянно обновлял, включая в нее новые предметы: мальчиков даже учили сапожному ремеслу и переплетному делу. Серьезное внимание в чувашской школе уделялось хоровому пению на родном и русском языках. Учитель пения А. П. Петров-Туринге в конце 70-х годов организовал хор мальчиков, завоевавший большую популярность в Симбирске. Андрей Петрович вел теорию музыки и церковное пение, обучал воспитанников цифровой системе записи музыки, игре на скрипке, а некоторые даже сами делали себе эти инструменты. Сделал скрипку и Павел Миронов: он часто играл на ней, и сохранил инструмент до конца жизни.
Вообще Миронов оказался на редкость любознательным и трудолюбивым учеником. Все обязанности по школе исполнял аккуратно и в срок, учился хорошо. По воспоминаниям Яковлева, Паша Миронов среди других воспитанников школы выделялся большими способностями. Первый выпуск учителей СЦЧШ состоялся в 1879 г. – из 11 оценок, внесенных в свидетельство об окончании школы, по 9 предметам Миронову были выставлено «отлично» и лишь по двум предметам – «хорошо».
После окончания школы Миронов полгода практиковался учителем математики в младших классах и в мужском начальном училище школы. Самостоятельную работу он начал в Матаках Буинского уезда, а затем, как хороший учитель, был переведен в село Шемурша. Во внеурочное время Павел устраивал беседы с учащимися, совершал с ними экскурсии для лучшего ознакомления с богатой и величественной природой тех мест. Постоянно занимался самообразованием, выписывал книги из Москвы для пополнения своих знаний. Тайны природы, ее загадки манили его к себе, и он решил учиться дальше. Как стипендиат губернского земства, Миронов обязан был прослужить в Симбирской губернии в должности сельского учителя не менее шести лет, но Яковлев, будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, в 1881 году досрочно освободил его от этой обязанности для поступления в Оренбургский учительский институт.
Все три года учебы в институте Павел Миронов был одним из лучших его воспитанников. Среди 18 выпускников, окончивших институт со званием учителя городских училищ, лишь он удостоился «награждения правом на золотую медаль». По показателю «приобретения научных сведений» лишь Павел Миронов получил высшую оценку: «Подготовлен отлично». По показателю «нравственная состоятельность» также лишь он получил высшую оценку: «устойчив и вполне благонадежен». В характеристике, кроме того, о Павле Миронове сказано: «Постоянное стремление расширить свой умственный кругозор – вот та крупная черта, которая выделяла Миронова из среды своего класса».
Получивший аттестат, Павел Миронов приказом от 11 августа 1884 года был определен учителем в Оренбургское 1-е городское трехклассное училище.
В 1884 году в училище обучалось 154 воспитанника, в том числе русских – 148, евреев – 4, представителей других национальностей – 2. К крестьянскому сословию относилось 24 ученика. В первый год работы учитель Миронов занимался с одним из отделений 2 класса (всего отделений было четыре). Денежное вознаграждение его за службу в чине десятого класса включало 350 рублей жалования, 190 руб. столовых и 75 руб. квартирных, то есть всего 615 руб. в год.
Учитель городского училища Павел Миронов особо проявил себя как методист по математике. Подготовил и в 1890 г. в Самаре издал учебное пособие «Приготовительный курс по геометрии». Среди людей своего круга он выделялся как прекрасный учитель, любимый своими учениками, и как человек, отдающий свой досуг научным занятиям. Миронов увлекается энтомологией, изучает флору Оренбургского края, собрал богатый гербарий и коллекцию бабочек и жуков.
Летом 1892 г. попечитель учебного округа переводит коллежского асессора Миронова на службу в Уфимское уездное училище на должность учителя арифметики и геометрии.
С 1872 г. в России открывались трех– и четырехклассные городские училища. В такие училища стали переформировываться также уездные и двухклассные училища – это было необходимо по причине все более активного включения губерний во всероссийский рынок, что требовало людей более квалифицированных и образованных. Уфимское уездное училище с трехлетним курсом обучения, в котором продолжали свое образование выпускники одноклассных училищ и школ с трех- и четырехлетним курсом начального обучения, уже не удовлетворяло многих, особенно детей средних городских сословий, по уровню образования. Поэтому было принято решение о преобразовании уездного училища в 1-е Уфимское городское четырехклассное училище с годичным курсом обучения в каждом классе. Однако из-за отсутствия достаточных площадей с 1 июля 1901 г. было открыто лишь городское трехклассное училище. Павел Миронов был назначен учителем-инспектором (то есть директором) училища.
Кроме двухэтажного каменного здания, училище имело два деревянных флигеля и деревянные холодные службы. В 1901 г. оба этажа каменного здания и оба деревянных флигеля были отремонтированы и приспособлены под помещение городского училища. В одном из них, расположенном по ул. Пушкина, помещалась канцелярия училища и квартира Миронова, а в другом – квартиры двух учителей. Перевод квартир во флигели позволил четыре комнаты каменного здания училища выделить для классов.
После решения о преобразовании уездного училища в городское был поставлен вопрос о необходимости сооружения пристроя к каменному зданию училища. Прошло три года, и в 1905 г. царь «разрешил употреблять на расширение каменного дома 9566 рублей». Пристрой, равный старому зданию, удалось соорудить лишь в 1909 г. Тем не менее, трехклассное училище 1 июля 1903 г. было преобразовано в Уфимское 1-е городское четырехклассное училище. Первого класса в училище не было, так как выпускников начальных училищ можно было принимать сразу во второй класс городского училища без специальной подготовки и обучения в первом классе.
Вся хозяйственная и методическая работа по преобразованию уездного училища в четырехклассное городское легла на плечи Миронова. В уездном и городском училищах он в разное время преподавал арифметику и геометрию, физику и черчение, гимнастику, пение и музыку, а также заведовал библиотекой, физическим и естественно-историческим кабинетами. Миронов вел также уроки математики, естественной истории, космографии и математики в Мариинской женской гимназии, где с 1898 г. учительницей географии работала его жена О. В. Миронова (1876 – 1946). В выпускном педагогическом классе гимназии он преподавал педагогику и дидактику.
Наряду с учебной, Павел Миронов постоянно вел большую методическую работу по созданию новых учебников. В 1895 г. в Уфе он издал учебники геометрии для 3 и 4-го отделений городских училищ. Уже в следующем году оба учебника были переизданы и одобрены Особым отделом Учебного комитета МНП в качестве учебного руководства для городских и уездных училищ. Отзывы о них были хорошие. Так, в одном из них было отмечено, что учебники Миронова «стоят выше учебников Малинина и Вулиха», а ведь оба эти автора имели университетское образование (первый из них долгие годы работал директором Московского учительского института, второй преподавал математику в различных учебных заведениях Петербурга). Учебники геометрии с приложением геометрических задач для 5 и 6-го отделений городских училищ были изданы Мироновым в 1897 году. В том же году он издает книгу по арифметике. Вскоре она была основательно доработана, и учебник «Арифметика» был издан в 1900 г. в Уфе, с переиздание уже в следующем году.
Интересно, что «Арифметику» Миронова в 1999 г. пятитысячным тиражом издал Институт И. Я. Яковлева при Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова. В предисловии к учебнику ректор ЧГУ профессор Л. Кураков пишет, что в дореволюционной России финансовая математика преподавалась в коммерческих вузах и училищах, простейшие элементы этого предмета содержались в каждом учебнике по арифметике, как это видно из учебника П. М. Миронова. «К сожалению, данная дисциплина даже фрагментарно не представлена в школьных программах, хотя с сугубо практической точки зрения современный молодой человек должен быть знаком с азами финансовой математики даже в том случае, когда он выбирает себе направление будущей деятельности, не связанное с финансами и экономикой. …Такой курс нужно вводить в разряд школьных предметов, в качестве первого шага можно предложить учебник П. М. Миронова, который может служить хорошим дополнением к школьным учебникам по математике», пишет Кураков.
В эти годы Миронов издал более десяти книг по арифметике и геометрии для городских и уездных училищ, некоторые из них многократно переиздавались. В Уфе он издал также книги для начальных училищ: «Примерные уроки по начальной арифметике» и «Примерные уроки объяснительного чтения в начальной школе» (1906 г.).
Павел Миронов был одним из уважаемых и признанных педагогов-методистов Уфы. Большой авторитет и хорошая постановка учебно-воспитательной работы в училище способствовали тому, что многие родители старались обучать своих детей не в гимназии, а в городском училище. Поэтому не менее 15-20% учащихся составляли дети почетных граждан, купцов, дворян и чиновников. В училище получили образование будущий народный художник Башкирии и заслуженный деятель искусств России А. Тюлькин и многие другие работники науки, культуры, просвещения, а также общественные деятели.
Живя далеко от родных мест, в Уфе, Павел Миронович не прерывал связей со своими земляками, с Симбирском, вел переписку с Яковлевым, дарил ему все свои учебники.
Попечитель Казанского учебного округа предлагал Павлу Мироновичу должность инспектора народных училищ на его родине, в Буинском уезде. Но попечитель Оренбургского учебного округа отказался удовлетворить просьбу Миронова из-за отсутствия в округе квалифицированных педагогов-методистов, знающих «инородческие» языки – Миронов знал чувашский и казахский языки, понимал татарский.
Павел Миронов заслужил множество благодарностей от попечителей. В 1896 г. он был награжден орденом св. Станислава 3-й степени, в следующем году – медалью в память Александра III , в 1903 г. – орденом св. Анны 3-й степени; за выслугу лет в 1905 г. был утвержден в чине надворного советника.
Дальнейшую судьбу Павла Мироновича «решил» И. Яковлев. По его рекомендации новый попечитель учебного округа Н. Бобровников повысил Миронова по службе, назначив его в 1907 г. инспектором народных училищ (на правах директора) в Уральск и Уральско-Темировский район Уральской области.
Более пяти лет Миронов вел большую работу по расширению сети народных училищ в обширной Уральской области. В Уральске он открыл 8 школ для неказачьего населения, в области – 3 женских школы (до этого не было ни одной) и 55 школ для казахского и переселенческого населения (ранее было 26 школ). Школы были обеспечены необходимыми оборудованием и пособиями.
Опыт первых лет своей инспекторской работы, а также предложения по развитию просвещения среди казахов Миронов изложил в статье «Очерки о русско-киргизских школах Уральской области», опубликованной в августе 1910 г. в «Журнале Министерства народного просвещения» (в то время казахов называли киргизами – А. К.). В статье он показал чрезмерно низкое состояние школьного образования, когда более 96% детей остаются вне школы, и обосновал наиболее целесообразную структуру организации русско-казахских школ.
В целях подготовки учителей для школ и училищ Павел Миронов предложил открыть в Уральской области учительскую семинарию и дать возможность казашкам получать образование в женских гимназиях.
Чтобы пропагандировать опыт лучших учителей и установить более тесную связь с ними, Павел Миронович приступил к изданию ежемесячного журнала «Циркуляр по инспекции народных училищ Уральской области». В нем помещаются распоряжения училищного начальства и статьи педагогические, исторические, археологические, сказки и предания казахов, их песни и прочее. Но журнал издавался только два года: в связи с началом издания «Вестника Оренбургского учебного округа» его выпуск прекратили.
В Уральске, как и в Уфе, Павел Миронович неустанно заботился о своих учителях и канцелярских служащих, был всегда готов помочь, оказать поддержку. По его совету и при его материальной помощи некоторые степные учителя стали в летнее время сеять хлеб, сажать картофель, выращивать овощи.
Работы в Уральской инспекции было очень много. Дважды в год Миронов навещал степные школы, проводя там ревизии и делая указания, касающиеся улучшения постановки учебно-воспитательного дела и хозяйственной части, встречался с родителями учащихся. За каждую поездку приходилось проезжать до пяти тысяч верст на лошадях. Неудивительно, что в 1912 году он решил выйти в отставку.
В период работы Миронова в инспекции число школ разных типов с 270 увеличилось до 390 – прежде всего среди казахов в степных районах. К 1912 году 37 аульных школ были постепенно преобразованы в одноклассные училища нормального типа с четырехлетним курсом обучения, обеспечены средствами обучения и достаточно подготовленными учителями.
Свои знания и усилия Павел Миронов направлял прежде всего на открытие русско-казахских школ и обеспечение их нормальной деятельности, распространение русского языка среди казахских детей и изучение родного языка, укрепление дружественных отношений казахов с русским народом, что способствовало приобщению их к культуре русского и других народов России.
С 10 по 16 июня 1912 года в Уфе проходил съезд директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа (материалы съезда были опубликованы в Уфе в 1914 году). На съезде активное участие принял Павел Миронов. Съезд заслушал три его доклада: «О ремесленных отделениях», «Организация хозяйственной части интернатов и общежитий в русско-казахских школах» и «Описание организации аульных школ с показанием неудовлетворительного положения в них учебной части и, главным образом, усвоения учащимися русского языка». По другим вопросам повестки дня Миронов также выступил со своими замечаниями и конкретными предложениями. Анализ его по организации работы училищ и предложения по улучшению их деятельности были одобрены съездом.
Павел Миронов по прошению вышел в отставку 18 сентября 1912 г. в чине статского советника с пенсией в 1700 рублей в год. В январе 1913 г. его наградили орденом Святого Владимира 4-й степени.
В свободное время Миронов продолжал трудиться над усовершенствованием книги по курсу геометрии 3-го и 4-го отделений городских училищ и их переизданием (8-е издание в Уфе вышло в 1914 г.). Вместе со своей женой принимал участие в работе Уфимского губернского музея, выступал с лекциями на естественнонаучные темы и по вопросам методики обучения детей в школах и училищах.
Будучи учительницей географии в женской гимназии, О. Миронова по примеру мужа составила и в 1907 г. издала в Уфе учебное пособие для учащихся городских училищ и гимназий «География Уфимской губернии» (краткое описание Уфимской губернии в физическом, этнографическом, промышленном и административном отношениях). По поручению Башнаркомпроса она составила «Географию Башкирии», изданную в 1926 году, и включавшую богатый материал о нашем крае, природе, населении и его занятиях. Впоследствии О. В. Миронова была удостоена ордена Трудового Красного Знамени.
Павел Миронов был разносторонне одаренным человеком. Как ученый-математик, он работал в области теории чисел, в частности, над доказательством теоремы Ферма. Как музыкант, Павел Миронович известен своей обработкой чувашских народных песен для хора. Так, в типографии Казанского университета в 1909 и 1911 гг. в его гармонизации печаталась обработка чувашской хороводно-игровой песни для трех различных по составу школьных хоров; сочинил он и «Чувашский марш» для духового оркестра. О своей любви к пению, в частности к церковному, Павел Миронов пишет в очерке, опубликованном в журнале «Народное образование» (№ 2, 1897 г.). Как ботаник, составил богатейший гербарий растений Оренбургского края, в котором были растения, прежде не описанные.
Будучи пенсионером, Павел Миронов решил заняться садоводством и пчеловодством. Он приобрел 7 десятин земли близ Чишмов, и вскоре его молодой фруктовый сад (более 500 яблонь, много ягодных кустов) привлек внимание местных жителей и вызвал подражание. Павел Миронов всячески «пропагандировал» среди башкир соседних деревень посадку картофеля, для начала бесплатно снабдил семенами. Однако Павлу Мироновичу воспользоваться плодами своих трудов не пришлось: во время революции и гражданской войны его сад и хозяйство были разорены.
После февральской революции Миронов получил от уральских казахов приглашение приехать к ним для заведывания у них Отделом народного образования. Но он был занят другим делом: Миронов стремился открыть в Уфе среднее учебное заведение для подготовки учителей для чувашских школ Приуралья. Делегаты Уфимского чувашского национального общества П. Миронов (представитель общества в Коллегии по управлению Оренбургским учебным округом) и Г. Комиссаров (председатель президиума общества) в мае 1917 г. на съезде учителей Уфимской губернии провели постановление о необходимости открытия в Уфе чувашской учительской семинарии. Оно было поддержано первым съездом мелких народностей Поволжья и I Всероссийским съездом чувашей. Семинария была открыта 1 ноября 1918 г. губернским земством (при белых), ее возглавил Миронов. Но из-за войны занятия не могли проводиться нормально.
Осенью 1919 г., после установления Советской власти, занятия в семинарии, финансируемой губернским отделом народного образования, возобновились. В семинарию поступило более 40 чувашей и значительное количество русских. Из Казани был вызван Г. Комиссаров, избранный заведующим учебной частью и секретарем Совета семинарии, а также преподавателем чувашского языка и литературы, истории и этнографии чувашей, психологии и педагогики.
Руководить семинарией Павлу Миронову пришлось в самые трудные годы ее становления. Не было своего постоянного помещения для учебных занятий: поначалу они проводились в вечернюю смену в бывшей церковно-приходской школе, потом – в здании бывшей мужской гимназии. А с февраля 1920 г. стали заниматься в помещении школы, где ранее было городское училище, в котором Миронов работал инспектором. Под общежитие для воспитанников отвели дом на Б. Ильинской улице, помещение под канцелярию предоставили в своем доме Мироновы (был снесен при строительстве ДК «Нефтяник»). Там же первое время помещался и физический кабинет. Богатой библиотекой хозяев пользовались преподаватели и учащиеся.
В начале 1920 г. семинария была преобразована в чувашские постоянные трехгодичные педагогические курсы (с 20 февраля 1922 г. учебное заведение будет называться Приуральским чувашским педагогическим техникумом).
Осенью 1920 г. занятия на чувашских педкурсах начались при более благоприятных условиях. Общежитие курсов было расширено за счет верхнего этажа главного помещения и флигеля, что позволило разместить до 100 курсантов, продкомитет стал отпускать для курсантов детского возраста детские продовольственные пайки, и учение пошло сравнительно хорошо. Но Председатель Совета курсов Миронов в том году с осени стал прихварывать, с нового года исполнение обязанностей Председателя Совета возложили на Г. Комиссарова.
Летом была созвана конференция курсантов последнего курса, прошедших самостоятельную педагогическую практику, и был сделан первый выпуск чувашских подкурсов: 14 курсантам было присвоено звание школьных работников 1-й ступени Единой трудовой школы. В целом педкурсы учебный год провели в беспрерывном труде. Неплохо проходили внеклассные занятия – вечера литературного и хорового кружков, политучеба.
21 сентября 1921 года П. Миронов скончался. В похоронах участвовали учащиеся и многие из знакомых, до самой могилы на Сергиевском кладбище гроб несли на руках. Похоронили Павла Мироновича недалеко от кладбищенской церкви. Некролог о его смерти был опубликован в газете «Известия» – органе Уфимского губисполкома и губкома РКП(б).
Павел Миронович Миронов – достойный ученик великого просветителя чувашского народа И. Яковлева, был одним из представителей национальной интеллигенции старшего поколения, проработавший не только для просвещения своих сородичей, но также много сделавший для просвещения русского и казахского народов. За уфимский период своей работы, до перевода в 1930 году в город Белебей, Приуральский чувашский педтехникум, детище Павла Мироновича, подготовил около 300 учителей для чувашских, русских, украинских и мордовских школ.
Приближается 150-летний юбилей П. М. Миронова. Думаю, что чувашская общественность, да и не только она, достойно отметит эту дату. На родине Павла Мироновича в 1991 г. широко отметили 130-летие просветителя. На месте усадьбы Мироновых его земляки установили памятную доску, теперь в школе имеется стенд, посвященный Миронову, а одна из улиц села названа его именем.
Более 15 лет назад, 24 января 1993 г., в Уфе была открыта и с тех пор успешно функционирует Чувашская воскресная школа имени Миронова. Организатором и директором школы является журналист и краевед И. Тарасов. Основные направления деятельности школы: наука, образование, культурно-массовые мероприятия, краеведение. В школе имеется чувашская библиотека с читальным залом на 20 мест и фондом более чем в 2000 книг 500 наименований, 11 периодических изданий Чувашии, Музей истории и культуры чувашского народа, кабинет информатики.
О Чувашской школе имени П. М. Миронова Президент Башкортостана М. Г. Рахимов сказал, что она «по сути, стала центром возрождения чувашской культурной жизни в нашей республике».
Здание, в котором размещена Чувашская воскресная школа (ул. Пушкина, 110) – единственное место в Уфе, связанное с жизнью и просветительской деятельностью Павла Миронова. До отъезда в Уральск Мироновы жили в деревянном флигеле, находящемся рядом с основным зданием городского училища. В апреле 1998 г., в дни празднования 150-летия И. Яковлева, на стене флигеля была установлена памятная доска с надписью: «В этом доме в начале ХХ века выдающийся чувашский просветитель и гуманист И. Я. Яковлев (1848-1930) встречался со своим учеником, известным педагогом П. М. Мироновым». Однако через два года памятная доска была снята и закреплена на стене каменного здания бывшего училища, а деревянный флигель, к сожалению, снесен.
Надеемся, что со временем в здании бывшего городского училища для чувашской школы будут созданы лучшие условия (ныне часть здания занимают другие организации), а при школе будет создан музей П. М. Миронова…
Алексей КОНДРАТЬЕВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!