Google Analytics 4 (GA4) существует уже некоторое время, но, несмотря на регулярное добавление новых функций, многие пользователи либо считают, что в некоторых областях он все еще недостаточен, либо просто не успели освоиться с новым интерфейсом.
Поскольку проблемы с конфиденциальностью, связанные с Universal Analytics (UA) от Google, стали очень распространенными, а Google назначил дату отключения UA, сейчас как никогда подходящее время, чтобы сделать рывок и начать использовать GA4.
Что такое GA4?
GA4 — это следующее поколение Google Analytics, обеспечивающее более ориентированный на конфиденциальность подход к отслеживанию пользователей на веб-сайтах и в приложениях, меньше полагаясь на куки-файлы первой стороны, чтобы оставаться в соответствии с будущими изменениями в регулировании конфиденциальности.
Google добился этого, повысив уровень машинного обучения, используя моделирование для «заполнения пробелов», когда пользователи решают не принимать файлы cookie, что позволяет GA4 продолжать предоставлять информацию о вовлеченности пользователей, сохраняя анонимность их данных. Хотя в настоящее время все еще можно установить Universal Analytics, GA4 теперь является версией по умолчанию для всех новых свойств GA.
Когда был впервые запущен GA4?
Впервые Google объявил о выпуске GA4 в июле 2019 года (в бета-версии). Затем последовал жесткий запуск в октябре 2020 года, когда он стал платформой по умолчанию для всех новых свойств. Хотя GA4 еще не полностью принят большинством маркетологов, компании стали более осведомлены о конфиденциальности, и возникают вопросы о том, насколько хорошо Universal Analytics справляется с этим.
Почему Google обновил Universal Analytics до GA4?
Предприятия уже более десяти лет полагаются на данные Google Analytics, измеряя вовлеченность пользователей, чтобы получить представление об их онлайн-показателях и использовать эти данные для принятия обоснованных решений. Хотя GA4 способен предоставлять аналогичные данные, Google полностью переработал Universal Analytics и модели данных, на которых он построен, что означает невозможность переноса данных из Universal Analytics в GA.
Это вызвало бурную реакцию в сообществе цифрового маркетинга, поскольку многие владельцы сайтов собирали данные и отслеживали сезонные тенденции на протяжении многих лет. Идея начать с нуля далека от идеала. С введением в 2018 году Общего регламента защиты данных (GDPR) предприятия были вынуждены более серьезно относиться к конфиденциальности и лучше понимать, как они обращаются с данными пользователей.
Universal Analytics от Google является ярким примером инструмента аналитики, который используется для сбора данных о пользователях. В последние годы этот инструмент получил широкую огласку, и все чаще высказываются опасения, что сайты нарушают правила GDPR, используя его.
GA4 — это ответ Google на будущее без cookieless и утверждает, что позволит компаниям продолжать отслеживать взаимодействие пользователей с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения, чтобы «заполнить пробелы» для пользователей, которые решили не давать своего согласия на отслеживание.
Что это значит для пользователей Google Analytics?
Компания Google объявила о том, что 1 июля 2023 года она прекратит работу Universal Analytics, а в конце 2023 года будет удален доступ к просмотру исторических данных.
Если вы начали использовать Google Analytics после 14 октября 2020 года, скорее всего, вы уже используете свойство GA4. Если вы начали использовать Google Analytics после 14 октября 2020 года, то, скорее всего, вы уже используете свойство Universal Analytics.
Независимо от того, готовы ли вы к переходу на GA4 или все еще полагаетесь на Universal Analytics, вам следует хотя бы завести аккаунт GA4, чтобы начать накапливать исторические данные. Наличие данных хотя бы за год позволит вам сравнивать отчеты с предыдущим годом, что важно для определения сезонных тенденций.
Конфиденциальность GA4
Поскольку веб-сайты продолжают развиваться, а пользователи все больше заботятся о конфиденциальности данных, отказываясь от отслеживания своих сессий, Google Analytics пришлось внести некоторые значительные изменения, чтобы продолжать предоставлять владельцам веб-сайтов актуальную информацию.
GA4 решил некоторые из этих проблем, используя искусственный интеллект для создания моделей на основе имеющихся у него пользовательских данных, чтобы обеспечить хорошее понимание того, как пользователи, которые не отслеживаются, взаимодействуют с веб-сайтами.
Соответствует ли GA4 требованиям GDPR?
Хотя GA4 относится к конфиденциальности гораздо серьезнее, чем его предшественник, с рядом параметров конфиденциальности, которые можно настроить для ограничения отслеживания. Факт остается фактом: Google по-прежнему хранит данные пользователей на американских серверах, что, по данным Matomo, противоречит Общему регламенту защиты данных (GDPR). Это фактически означает, что все сайты, собирающие данные пользователей из ЕС, не соответствуют GDPR.
В Европе уже было несколько громких дел, в результате которых сайты были вынуждены удалить Google Analytics, чтобы следовать директивам GDPR. Это заставило многих владельцев сайтов рассмотреть другие альтернативы Google Analytics.
Фактически, опрос в Twitter, проведенный SEO-гуру Алейдой Солис, показал, что до трети пользователей могут рассмотреть возможность полного отказа от Google Analytics.
Итальянское управление по защите данных (Garante della privacy) установило, что Google незаконно передает данные пользователей в США, включая IP-адреса, данные о браузере, операционных системах, разрешении экрана, выбранных языках, а также дату и время посещения сайтов. Это ставит сайты в противоречие с законами GDPR.
GA4 против Universal Analytics — основные различия
Google впервые представил Universal Analytics в 2012 году с целью предоставить пользователям Google Analytics более надежный подход к сбору данных. К сожалению, платформа все еще построена на фундаменте, который просто не приспособлен для работы в Интернете, каким мы его знаем сегодня.
GA4 — это полная переработка Universal Analytics, построенная с упором на отслеживание полного пути пользователя на различных устройствах, что позволяет отслеживать сеансы пользователей при их перемещении между ноутбуками, мобильными телефонами, приложениями, планшетами и другими устройствами.
Модели данных: Что изменилось?
Модели данных используются для обучения Google Analytics тому, как управлять информацией, собранной от пользователей на конкретном сайте. Одно из самых больших различий между GA4 и Universal Analytics заключается в том, как работают эти модели данных, что является основной причиной того, что Google не может плавно перенести пользователей из Universal Analytics в GA4. Модель данных Universal Analytics использует сеансы и просмотры страниц, которые были впервые разработаны более 15 лет назад, в то время, когда смартфоны и планшеты еще не появились в полной мере.
Модель, основанная на сессиях, собирает данные о взаимодействиях пользователей, которые происходят в определенный промежуток времени. Эта система всегда была несовершенной, поскольку один пользователь может достичь нескольких целей в течение одной сессии, но в Universal Analytics учитывается только одна конверсия. Модель данных GA4 использует события и параметры и построена с учетом кросс-платформенного отслеживания, что означает, что вы можете ожидать более точных отчетов, когда ваши пользователи переходят с одного устройства на другое.
Почему мой трафик отличается в GA4?
Поскольку методы сбора данных о пользователях изменились, маловероятно, что данные о трафике будут совпадать в двух версиях Google Analytics, поэтому нет простого способа перейти с Universal Analytics на GA4. То же самое касается и других показателей, включая показатель отказов и конверсии.
Google Analytics 4 против Universal Analytics: Сравнение функций
Вы могли заметить, что в GA4 есть несколько новых блестящих функций, но некоторые из функций Universal Analytics, которые вы знаете и любите, не были перенесены.
Отслеживание конверсии в GA4
В Universal Analytics цели можно настраивать с помощью событий, направлений и продолжительности. Например, вы можете создать цель «Отправка формы» и связать ее с событием, которое срабатывает, когда посетитель отправляет форму, или добавить цель «Завершение оформления заказа», которая срабатывает, когда посетитель попадает на страницу оформления заказа.
Universal Analytics ограничен в подсчете конверсий, регистрируя только одну конверсию за сессию для каждой цели. Это означает, что если пользователь отправляет форму несколько раз в течение одного сеанса, UA-отслеживание конверсий покажет только одну конверсию. Universal Analytics также ограничивает количество целей, которые можно добавить в бесплатной версии, максимум 20.
GA4, с другой стороны, отказался от «целей» и теперь отслеживает конверсии, увеличив максимальное количество конверсий, которые можно добавить, до 30. Конверсии в GA4 могут быть созданы только с помощью отслеживания на основе событий, которое основано на просмотрах страниц, прокрутках, исходящих кликах, поиске по сайту, просмотре видео и загрузке файлов.
Чтобы настроить отслеживание конверсий в GA4, нужно просто связать определенное событие с конверсией. GA4 также учитывает все события конверсии, независимо от того, сколько конверсий произошло от одного пользователя за один сеанс. По этой причине вы можете заметить некоторые расхождения при сравнении данных о конверсиях в GA4 и UA.
Как добавить конверсии в GA4
Начните с нажатия кнопки Configure, затем Events в левом меню, затем выберите все события, которые вы хотите отслеживать как конверсии, пометив их как события конверсии.
Теперь нажмите Конверсии, чтобы просмотреть список конверсий, которые вы добавили. Как и конверсии Universal Analytics, конверсии GA4 отслеживаются только с момента их создания, поэтому вы не увидите новых конверсий в исторических данных.
Как создать пользовательские конверсии в GA4
Чтобы создать пользовательскую конверсию в GA4, вы можете либо выбрать Создать событие для создания нового события, либо Изменить событие для редактирования существующего события. Обязательно добавьте название события, используя правильную оболочку. После сохранения пометьте новое событие как конверсию. Ознакомьтесь с подробным руководством Google для получения дополнительной информации о настройке пользовательских событий.
Коэффициент конверсии GA4
Вы можете отслеживать коэффициент конверсии любого события конверсии с помощью коэффициента конверсии пользователей, который представляет собой процент пользователей, вызвавших событие конверсии, и коэффициента конверсии сессий, который представляет собой процент сессий, в которых было вызвано событие конверсии. Эти данные помогут вам понять, как работают ваши конверсионные события, что позволит вам улучшить оптимизацию коэффициента конверсии.
Отслеживание электронной коммерции в GA4
Отчеты по монетизации в GA4 позволяют отслеживать, сколько доходов было получено с вашего сайта, а также дополнительные данные, которые помогут вам понять, какие области вашего сайта показали наилучшие результаты. Чтобы проверить отчеты по монетизации, нажмите Отчеты в левой навигации, а затем выберите Монетизация.
В отчете «Обзор монетизации» представлена сводная информация о доходах на сайте и в приложении. Отчет «Покупки в электронной коммерции» позволяет увидеть более подробные данные о доходах, полученных от конкретных продуктов и взаимодействий с этими продуктами. Узнайте больше о настройке отслеживания событий электронной торговли для ваших сайтов и/или приложений.
Отчеты GA4
GA4 поставляется с множеством предварительно созданных отчетов, которые можно использовать для отслеживания ваших сайтов и приложений.
Пользовательский интерфейс отчетов GA4
Отчеты GA4 можно найти в каждом разделе левого меню, а также в моментальных отчетах, представленных на главной панели. Вы можете развернуть любой из моментальных отчетов, нажав на ссылки в каждой карточке отчета.
Как и в Universal Analytics, каждый из разделов отчетности в GA4 поставляется с обзорной панелью, содержащей несколько ключевых отчетов. Они полностью настраиваемые, поэтому вы можете создавать отчеты, которые фокусируются на метриках и измерениях, наиболее важных для вашего бизнеса.
В дополнение к ним вы можете добавить сравнения, применяя фильтры для сравнения с данными по умолчанию. Это добавляет дополнительные серии на диаграмму, позволяя легко сравнивать тенденции для различных сегментов с течением времени. Каждое сравнение может содержать один или несколько фильтров (например, страна, устройство, операционная система и т.д.).
Сохранение отчетов в GA4
Вы могли заметить, что в GA4 нет вкладки Пользовательские отчеты. Чтобы создать пользовательские отчеты в GA4, вам нужно перейти в раздел Исследования из левого меню и начать новое исследование. Вы можете либо создать новый отчет с нуля, используя опцию «Пустой», либо воспользоваться одним из готовых шаблонов.
Как создать отчет «Посадочные страницы» в GA4
Мы все знакомы с отчетами, которые показывают посещения определенных целевых страниц с течением времени, будь то поиск наиболее посещаемых страниц за определенный период времени или использование фильтров для детализации до конкретных целевых страниц. Хотя в GA4 нет отчета о целевых страницах в стандартных панелях, его легко настроить.
- Нажмите Исследовать в левом меню, затем нажмите Пустой, чтобы начать новое исследование.
- Дайте отчету соответствующее название (например, отчет «Посадочные страницы»), затем установите желаемый временной интервал.
- Нажмите Dimensions и найдите Landing page. Установите флажок, затем нажмите кнопку Импорт.
- Нажмите Метрики, затем выберите каждую из метрик, которые вы хотите включить в отчет. Например, Общее количество пользователей, Коэффициент отказов, Конверсии и Общий доход.
- Дважды щелкните по каждому из добавленных вами измерений и метрик, чтобы переместить их в отчет.
- Если вы хотите отфильтровать целевые страницы, чтобы увидеть конкретную страницу или группу страниц, прокрутите вниз раздел Настройки вкладки, затем нажмите Фильтры и выберите измерение или метрику, которую вы хотите отфильтровать. Например, чтобы увидеть все посты в блогах, вы можете установить для посадочной страницы значение «содержит /blog/».
Вы можете выбрать тип отчета, который вам нужен (например, таблица, пончиковая диаграмма, линейная диаграмма и т.д.), выбрав один из вариантов в разделе Визуализация.
Если вы хотите добавить более одной визуализации (например, таблицу и линейный график), вы можете продублировать первую форму и поменять визуализацию для дублированного отчета.
Затем вы можете обновить названия форм, чтобы дать им соответствующее название, дважды щелкнув по названию.
Представления в сравнении с потоками данных
В Universal Analytics представления позволяют владельцам сайтов создавать подмножества свойств со своими уникальными настройками. В GA4 представления были заменены потоками данных.
Что такое потоки данных GA4?
Потоки данных — это ответ GA4 на представления в Universal Analytics. Согласно Google, поток данных — это «поток данных с вашего сайта или приложения в Analytics». Потоки данных делятся на 3 типа:
Обычная настройка Universal Analytics заключается в создании «нефильтрованного представления» для всех данных, без каких-либо фильтров (например, IP-фильтров для исключения внутреннего трафика или спам-фильтров для исключения шаблонов, связанных со спамом); «тестового представления» для тестирования фильтров, чтобы убедиться, что они не имеют неожиданных результатов; и «основного представления», в котором применяются все фильтры и отслеживаются цели. В GA4 у вас нет возможности создавать несколько представлений, но есть возможность создавать несколько потоков данных.
Как настроить потоки данных
Чтобы добавить поток данных, нажмите кнопку Admin в нижней части левого меню. Сначала выберите учетную запись и свойство, которое вы хотите обновить, затем нажмите Потоки данных в колонке свойств, а затем Добавить поток, выбрав приложение iOS, приложение Android или веб. Чтобы добавить поток данных для вашего сайта, введите URL вашего сайта (это ваш домен, например, domain.com) и задайте имя потока, например, «Clickfraud web stream».
По умолчанию выбрано расширенное измерение, которое автоматически собирает просмотры страниц и другие события. Вы можете отключить эту функцию, нажав на переключатель (при необходимости это можно сделать и позже).
Google рекомендует в большинстве случаев использовать только один поток данных для каждого типа (веб/приложение), поскольку добавление нескольких веб-потоков может привести к несоответствиям. Подробнее об этом можно узнать в руководстве Google по структурированию аккаунта GA4. Вам нужно будет добавить тег Analytics на свой сайт, прежде чем какие-либо данные появятся в новом свойстве GA4. Ознакомьтесь с этим руководством по добавлению тега GA4 на ваш сайт WordPress.
Отслеживание субдоменов в GA4
Одним из главных преимуществ нового сниппета gtag.js является то, что он устанавливает cookies на максимально возможном уровне домена, а это значит, что GA4 может отслеживать пользователей на всех поддоменах без дополнительной настройки.
Отслеживание UTM в GA4
Google добавил поддержку большинства параметров отслеживания UTM, поэтому вы можете продолжать добавлять их для отслеживания кампаний в GA4. Затем их можно найти в отчете о приобретении трафика.
Строка поиска в GA4
Строка поиска в GA4 позволяет получать мгновенные отчеты на основе вашего поиска. Функция автоматического предложения может помочь найти связанные вопросы, когда вы начинаете вводить текст, что сэкономит ваше время и поможет легко найти отчеты. Поисковая строка GA4 также поддерживает мгновенные ответы, поэтому вы можете задавать вопросы типа «Сколько конверсий мы получили на прошлой неделе?».
Поисковая строка GA4 также является источником документов поддержки Google, поэтому может быть очень полезна для ответов на вопросы о настройке вашего аккаунта GA4.
Как перейти на GA4
Готовы сделать рывок и перейти на GA4? Прежде чем разорвать все связи с Universal Analytics, не забудьте экспортировать все исторические данные, которые у вас есть!
Как загрузить исторические данные из Universal Analytics
Google уже подчеркнул, что перенос данных из Universal Analytics в GA4 невозможен из-за того, что новая платформа использует другие модели данных (мы вкратце рассказали об этом выше, но Google более подробно останавливается на этом в своей документации). Однако вы уже можете начать загружать свои исторические данные из Universal Analytics.
Чтобы вручную экспортировать данные, откройте отчет, который вы хотите загрузить, в Google Analytics. Например, Acquisition > All Traffic > Channels. Выберите фильтры и сегменты, которые вы хотите применить, а затем нажмите ЭКСПОРТ в меню в правом верхнем углу. Вы можете загрузить файл в формате PDF, Google Sheet, Excel или CSV.
Хотя это может быть полезно для сохранения ценных данных, функция экспорта имеет свои ограничения:
- В настоящее время можно одновременно применять только два измерения
- Количество строк ограничено 5k
- Данные могут быть выборочными (зеленая галочка в левом верхнем углу появляется, когда данные не выборочные).
Переход на GA4
Хотя Google предоставил некоторые инструменты, которые помогут вам перенести ваши цели на GA4, вам придется начать с нуля, когда дело дойдет до настройки вашего аккаунта.
Как создать свойство GA4 с помощью существующего кода отслеживания UA
Если вы уже используете Universal Analytics с gtag.js, вы можете легко связать свойство с вашим новым аккаунтом GA4 с помощью подключенных тегов сайта, что сэкономит вам время на добавление тега отслеживания.
Как добавить подключенные теги сайта
- Нажмите Admin в нижней части левого меню и выберите свой аккаунт и свойство
- Нажмите Потоки данных в разделе Собственность
- Перейдите на вкладку Web, а затем щелкните веб-поток данных.
- Нажмите Управление подключенными тегами сайта в разделе Теги Google.
- В разделе Подключенные теги введите идентификатор отслеживания свойства UA, которое вы хотите добавить (его можно найти в административном разделе вашего аккаунта UA в разделе Свойство > Информация об отслеживании > Код отслеживания).
- Дайте ему имя (например, [Название сайта] UA ID).
- Нажмите кнопку Подключить.
Помощник по настройке GA4
GA4 Setup Assistant можно использовать для создания нового свойства GA4, которое может работать параллельно с существующим свойством Universal Analytics. Это означает, что у вас все еще будет доступ к свойству Universal Analytics (пока!). Мастер GA4 Setup Assistant не добавляет исторические данные в новое свойство, поэтому чем раньше вы приступите к работе, тем быстрее сможете начать сбор данных.
Ознакомьтесь с этим руководством от Google для получения пошаговой информации о том, как использовать мастер настройки GA4 для создания свойства GA4 для сайта, использующего Universal Analytics.
Инструмент миграции целей GA4
Теперь GA4 поставляется с инструментом, который позволяет автоматически переносить цели из Universal Analytics в GA4. Для того чтобы воспользоваться этим инструментом, в вашей учетной записи должна быть установлена роль «Редактор».
Откройте новое свойство GA4, затем нажмите Admin. В колонке Свойство выберите Импорт существующих целей из подключенного свойства Universal Analytics и нажмите Начать. Теперь вы можете выбрать цели, которые вы хотите перенести в свойство GA4.
Вы также можете найти новые события конверсии в свойстве GA4 в разделе «Конфигурация > Конверсии» в таблице «События конверсии». Для завершения миграции может потребоваться до 24 часов. Подробнее об этом можно прочитать в документации Google.
Измерения и метрики GA4
Хотя многие измерения и метрики заполняются автоматически при настройке GA4, некоторые требуют дополнительной настройки перед активацией.
Пользователи
Universal Analytics имеет две метрики пользователей: Total Users — пользователи, которые инициировали хотя бы одну сессию в течение выбранного диапазона дат, и New Users — новые пользователи, которые впервые посетили сайт в течение выбранного диапазона дат. В Google Analytics 4 есть три показателя пользователей: Всего пользователей, Новые пользователи и Активные пользователи.
Активные пользователи — это основная пользовательская метрика, используемая в GA4, которая состоит из количества пользователей, посетивших веб-сайт или приложение. Активным пользователем считается любой пользователь, у которого есть вовлеченная сессия, или когда Analytics собирает:
- событие first_visit или параметр engagement_time_msec с веб-сайта
- событие first_open или параметр engagement_time_msec из приложения для Android
- событие first_open или user_engagement из приложения для iOS
Большинство отчетов в Universal Analytics используют показатель Users, который основан на общем количестве пользователей. В GA4 также используется показатель Users, но он основан на показателе Active Users, который рассчитывается по-другому, что может привести к путанице при сравнении этих двух показателей. Более сопоставимую метрику в GA4 можно найти, используя Explorations для просмотра общего числа пользователей.
Показатель вовлеченности
Показатель вовлеченности, основанный на проценте вовлеченных сессий, рассчитывается по количеству сессий, которые длились более 10 секунд, имели событие конверсии, или имели по крайней мере 2 просмотра страниц или экрана.
Показатель отказов
В GA4 показатель отказов — это процент сеансов, в которых не было вовлеченности, что противоположно показателю вовлеченности. Он рассчитывается иначе, чем в Universal Analytics, поэтому результаты вряд ли совпадут при сравнении этих двух показателей.
В UA пользователи могли провести 10 минут, читая вашу статью в блоге, а затем уйти, не вызвав никаких событий, и это было бы засчитано как отскок. Между тем, в GA4 пользователи, которые проводят на странице более 10 секунд, не считаются ушедшими, что гораздо полезнее.
Программа обучения GA4
Если вы хотите узнать больше о возможностях GA 4 и научиться использовать новые функции, а также получить признанный в отрасли сертификат, вы можете записаться на программу обучения Google Analytics 4.
Заключение
Если вы откладывали переход на GA4, сейчас самое время начать. Даже если вы не готовы потратить время на изучение GA4, вы можете легко запустить обе версии параллельно, что обеспечит вам постоянный доступ к отчетам UA, которые вы знаете и любите, пока UA не исчезнет. Факт остается фактом: Google отключит UA в июле 2023 года, поэтому чем раньше вы перейдете на GA4, тем раньше сможете начать работать с будущим Google Analytics.