Это так же один из аспектов ментализации. И, как и с любой защитой: если она проявлена слишком интенсивно, то она мешает двигаться человеку дальше, развиваться. Кроме того, мешает и терапевтической работе.
Как же проявляется персонализация? Человек все ситуации интерпретирует через себя: и хорошее, и плохое, особенно если в детстве были все предпосылки для ощущения чувства вины и более генерализированного - стыда Мне очнь стыдно, и нейтральное обращение воспринимается отрицательно. То есть клиент принимает на свой счет и события жизни, которые не имеют прямого отношения к нему, негативируя себя. Такое проявляется и в терапевтических отношениях. Когда психолог говорит что-то и человек мгновенно реагирует на эти слова, персонализируя вопрос, может даже резко захотеть завершить консультацию без объяснений.
Например, речь шла о какой-то конфликтной ситуации человека с коллегой. И специалист задает вопрос клиенту: "Какова Ваша роль в этом конфликте?" И вместо ответа на этот вопрос психолог может получить реакцию дистанцирования, возможно невербально, или снижения интенсивности раппорта, а может и вербальное резкое выражение недовольства. Клиент может думать, что терапевт не на его стороне, негативно относится к нему.
Что делать в таком случае психологу?
Если появляется эта защитная реакция, которая распространяется не только на положительные ситуации, но и на нейтральные или негативные, прежде всего важно не идти дальше, обсуждая ту тему, которая была в этот момент на повестке консультации. Продолжение может быть неэффективно. Замедлитесь. И можете использовать следующий алгоритм:
1. Распознать эту защиту, отделить от всех остальных, заметить ее. При этом увидеть и дополнящие. Возможно, это будет проекция или перенос, например. Кроме того - увидеть многослойность.
2. Остаться в позиции специалиста. И Вам важно оставаться в стабильной позиции, работать над этим на супервизиях, личной терапии, чтобы на самом деле эффективно помогать, когда клиент проваливается в фрустрацию в ситуациях, когда Вы пытаетесь получить дополнительную информация, а вместо этого возникает вышеописанная реакция клиента.
3. Обратиться к феноменологическим техникам. Как можно более аккуратно, постепенно проясняя клиенту этот вопрос.
4. Валидизировать эту защиту и эту реакцию теми способами, которые есть в Вашем арсенале. Именно валидизации когда-то не хватало клиенту. Валидизации как всей личности, так и некоторых аспектов ее проявления. Из-за этого и включаются защиты. Иногда слишком усиленно. И интенсивность их использования переносится и искажается с выгодных возможностей при реализации таких защит на ситуации и негативного спектра. И защита становится уже неактуальной, не способствующей развитию, а мешающей.
5. Если успешно реализованы предыдущие пункты, раппорт налажен, то провести этап психологического образования на тему защиты в виде персонализации, говоря о функциях, возможных причинах и т.д.
6. Реализовать поиск выгод, которые клиент получает, используя эту защиту. В том числе может быть и такой один из пунктов списка выгод Диссоциативная фобия нормальной жизни. Концепция жизненных миров
7. Составить с клиентом список негативных последствий при сохранения интенсивности такой защиты.
8. Дать клиенту инструкцию, как именно действовать в следующий раз, если он заметит повторение срабатывания этого защитного механизма в деструктивном варианте. Сначала человек может позволить себе размещать эти сомнения, дополнительные вопросы к Вашему любопытству, недовольство, именно в пределах терапевтического пространства между Вами. Постепенно. И только потом происходит перенимание этих навыков для использования за стенами кабинета.
Такие интервенции всегда нужно делать с людьми, склонными к персонализации. Так как у этих людей нет защиты, они чувствуют угрозу и мгновенно реагируют на всё, что происходит снаружи.
9. Помочь клиенту найти, где он научился так действовать, каким образом и т.д. Работа с этим пунктом может быть очень объемной и глубокой. Можно использовать различные как когнитивные техники, например, КПТ, так и EMDR, гипноз, эмоционально-образные подходы и т.д. В каждом свой протокол и варианты реализации.
То есть через Ваше внимание к процессу защит можно выйти на гораздо более генерализованные важнейшие убеждения, препятствующие изменению жизни клиента в том направлении, которое относится к его запросу. Таким образом через работу с защитой происходит работа с базой, фундаментом, тем опытом, который породил эту защиту.
10. - работа с ресурсированием на разных уровнях, в том числе Как найти ресурсы и выжить в кризисный нестабильный период. Алгоритм
- работа с центрированием,
- работа с самооценкой, Как появляется и почему снижается самооценка? Алгоритм ее повышения.
- помощь с дифференциацией внутреннего и внешнего Где мои границы? Как их экологично показать окружающим?, ощущения своих границ. Почему я не чувствую свои границы и не умею их отстаивать? Часть 1
11. Работать с подавленной агрессией клиента в системном подходе. Об этом будет отдельная серия статей.
Результатом работы с клиентом в рамках этого алгоритма будут пункты, описанные в этой статье: Есть ли эффект от терапии?
Подписаться на мои публикации можете здесь
Кризисный, клинический, семейный, перинатальный психолог, гипнолог. Коуч, бизнес-консультант. Интегративный подход - совмещение многих подходов, в т.ч. КПТ, транзактный анализ. Степанова Ксения Владимировна. 89873797639
Автор: Степанова Ксения Владимировна
Психолог, 5 квалификаций-КПТ-EMDR
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru