Найти тему
Мел

Ушёл на своё первое интервью и исчез без следа: что случилось с 13-летним художником Давидом Геварой

Исчезновение Давида Герреро Гевары считается одним из самых странных происшествий в истории криминалистики. Мальчик шел на встречу с журналистом, чтобы дать ему интервью, но по пути с ребенком что-то случилось. Подростка искали в Испании, Швейцарии и Португалии, исследовали даже самые нереалистичные версии, но так и не смогли найти.

Юный гений

Давид Гевара родился в Малаге 29 октября 1973 года. С ранних лет мальчик увлекался живописью, и его талант заметил и развил родной дядя — художник Хосе Гевара, который входил в группу «Монмартр», продолжавшую традицию Пабло Пикассо. Когда Давиду было 13, его картина «Христос доброй смерти» заняла одно из почетных мест на выставке в местной картинной галерее. Тогда юным гением заинтересовались журналисты, один из которых пригласил Давида на интервью.

6 апреля 1987 года, около 18:30, Давид вышел из дома и отправился к автобусной остановке. По первоначальному плану в галерею его должен был подвезти отец, но в тот день на него свалилось много рабочих дел, и Давиду пришлось ехать одному. Отец пообещал, что, как и всегда, заберет сына в 9 часов у художественной академии. Но ни в академии, ни в галерее в тот день Давида не видели. Более того — мальчика не видел ни один водитель автобуса и ни один пассажир. Он пропал по пути до остановки, которую отделяли от дома 150 метров.

Версию о побеге сразу исключили: Давид был домашним, робким и тихим ребенком, сильно привязанным к родителям и двум своим братьям. К тому же у него совсем не было с собой денег: только сумка с художественными принадлежностями, ученическим и проездным билетом. Маловероятно было и то, что Давид добровольно сел к кому-то в машину, поскольку он всегда был осторожен и бдителен. Директор школы, в которой учился Давид, так описывал его журналистам: «Экстраординарный ребенок: хорошие оценки и безукоризненное поведение, не замкнутый, но очень серьезный, ответственный и добросовестно относящийся к учебе».

Версии полиции

В день исчезновения Давида в Малагу приезжала с визитом королева Испании, поэтому город патрулировали сотрудники службы безопасности, как в штатском, так и в униформе. По пути из аэропорта королева София как раз ехала через район, где жила семья Гевара, поэтому на улице людей было много — местные жители выходили приветствовать кортеж. Из-за этого казалось еще более странным, что Давид пропал средь бела дня у всех на глазах.

К поиску мальчика, казалось, подключилась вся Испания. Десять тысяч человек вышли на улицы города, требуя от полиции приложить больше усилий. Патруль и волонтеры осматривали все заброшенные и полуразрушенные постройки, объездили всю провинцию, подавали запросы в соседнюю Португалию, а семья Давида потратила больше 15 тысяч долларов на расклейку листовок по всей Испании и пообещала выплатить миллион песет (около 8 тысяч долларов по тогдашнему курсу) тому, кто предоставит надежные сведения об их сыне. Тут же появилось множество свидетельств о том, что мальчика видели в Лиссабоне, Милане, на Ивисе, в Альмерии, в Монтсеррате, в Мотриле, во Франции, Марокко, Венесуэле, Мексике и даже Голландии. Следователи обязаны были проверить каждую версию, но в итоге выяснилось, что ни одно из сообщений не имело под собой никаких оснований.

Старик и мальчик

Год спустя после исчезновения Давида у полиции появилась новая зацепка. В одной из комнат отеля в Малаге горничная нашла салфетку с надписью «Давид Гевара. Уэлин» — именно в квартале Уэлин проживала семья Давида. Согласно расследованию, в апреле 1987 года в этом номере проживал 70-летний фотограф-любитель из Швейцарии. На то, что старик мог быть знаком с Давидом, ничто не указывало, пока в одной из папок с рисунками юного художника не нашли карикатуру на некоего старика, который имел потрясающее сходство с тем самым фотографом (форма ушей, лба, височная часть и прическа).

Полиция разыскала мужчину и приехала в его дом в Берн, но на тот момент фотограф уже был несколько месяцев как мертв. Вдова мужчины разрешила обыскать дом и изучить коллекцию фотоснимков, но никаких улик и зацепок обнаружить не удалось. С тех пор в деле Давида не появилось никаких новых улик и показаний.

В 2015 году отец Давида умер от рака. Чтобы разделить имущество, семье пришлось подать заявку на признание Давида умершим, чтобы его исключили из завещания. В 2016 году семья Гевара получила свидетельство о смерти. Адвокат сказал журналистам, что это формальность и дело Давида все еще открыто.

Версия семьи Давида

Рауль, младший брат Давида, тоже решил связать жизнь с изобразительным искусством. По данным некоторых СМИ, сейчас он преподает живопись в одном из британских университетов. Старший брат Хорхе вместе с журналистами продолжает вести собственное расследование. По его версии, в исчезновении Давида замешаны директора галереи и художественной школы, которым следствие уделяло подозрительно мало внимания.

Хорхе предполагает, что Давид в тот день мог опоздать на интервью, поскольку несколько дорог было перекрыто из-за королевского кортежа. Он также разыскал человека, который видел его брата на остановке и садился с ним в автобус, — показания мужчины по какой-то причине не были добавлены в дело. Если предположить, что Давид все-таки доехал до галереи и не застал журналиста на месте, он, скорее всего, после этого отправился на занятия в художественную академию. Хорхе с командой расследователей нашли свидетелей, которые якобы видели мальчика в тот день рядом с академией и даже сообщали, что он заходил внутрь.

Хорхе доверяет своим источникам и не сомневается, что Давид мог зайти в здание, но по какой-то причине в мастерскую на втором этаже он не поднялся. Встретил кого-то по пути и изменил планы? Хорхе рассудил, что гениальный ребенок мог быть интересен педофилам, и подозревает директоров галереи и академии в преступном сговоре и даче взятке должностным лицам. Последнее предположение строится на том, что полиция потратила много времени и сил на проверку каждой версии (даже версии экстрасенса) и поиски загадочного швейцарца (притом что записка, которую нашли в его номере в гостинице, не приложена к уликам и, возможно, даже не существует), но ни разу не допросили официально ни одного из директоров.

Первая персональная выставка

В 2018 году братья Давида Рауль и Хорхе организовали выставку его работ, чтобы привлечь внимание общественности к нераскрытому делу. Посетители впервые увидели домашнюю коллекцию семьи Гевара: академическую серию пастельных портретов обнаженных женщин, портреты родителей, братьев, бабушки и Марлона Брандо, скульптуру персонажа Рокки Бальбоа, комиксы (в том числе про старшего брата, который превращается в Майкла Джексона), карикатуры на учителей, пейзажи, отображающие жизнь района, а также главную работу «Христос доброй смерти», которую много лет назад выбрали для участия в выставке.

На вопросы журналистов о том, почему выставку устроили только сейчас, старший брат Хорхе ответил так: «Смерть отца стала двойным ударом для нашей семьи. Помимо того что мы потеряли того, кого мы очень любили, мы также понимали, что он умер, так и не узнав, что случилось с его сыном. Во многих смыслах память об исчезнувших людях, таких как Давид, живет в умах тех, кого они оставили. Когда эти люди умирают, вместе с ними исчезает и часть пропавшего. После того как я потерял отца, я поймал себя на том, что задаюсь вопросом: „Что теперь? Неужели мы просто будем стоять и смотреть, как история Дэвида растворяется во мраке?“ Тогда я подошел к Раулю и спросил, что он думает об организации выставки. Сначала мы хотели сделать маленькую встречу только для самых близких нам людей, но потом у нас появилась идея провести масштабную выставку, чтобы выразить благодарность всем людям, которые следили за делом Дэвида и на протяжении многих лет пытались утешить мою семью и меня».

Фото на обложке: Alex Linch / Shutterstock / Fotodom