В 2018 году я снова побывал в Ярославле. Встречался с мэром, брал у него интервью для своего шоу на Ютубе (БДСМ). Про мэра пока ничего говорить не буду, посмотрите выпуск ;). Но вопросов к городу много, все задал, не на все получил ответы. Что же не так с Ярославлем?
01. Ярославль — довольно милый город. Весь центр — зона ЮНЕСКО, один из немногих городов России, где сохранилась целостная историческая ткань. Это большая редкость для наших широт, что не построили торговые центры или что-то еще.
02. Единственное, что резонирует со всей этой исторической красотой — это вот эти широченные дороги, которые здесь проложили еще в советское время. Нужно реконструировать улицы, сужать дороги, делать пешеходные зоны. Пока Ярославль застрял в этом вопросе в девяностых.
03. Ну и, конечно, рано или поздно придется приводить здания в порядок, потому что везде, где можно, повставляли пластиковые окна — это никуда не годится.
04. Это стрелка, сделанная к тысячелетию города в 2008 году. Считается лучшим общественным пространством в городе. Я думаю, сегодня любой житель Москвы или Казани с улыбкой смотрит на этот парк с фонтанами и понимает, что гордиться здесь нечем. Совершенно мертвое неинтересное пространство, залитое плиткой с бесполезными газонами — так сейчас не делают. Нет никаких точек притяжения, если не считать ими фонтаны. Находиться здесь можно просто от безысходности.
05. Стоят какие-то лавочки вообще не к месту, бетонные клумбы. Качество работ плохое.
06. Через 10 лет после строительства все уже разваливается, плитка местами проседает.
07. Про полив газона тоже забыли, и он весь высох. Никакого благоустройства тоже не сделано.
08. Плюс ко всему плохо эксплуатируют. Между разрушающимися плитами уже начинают расти сорняки, выглядит весь этот парк очень запущенно и неряшливо.
09. На набережной нигде не сделали водоотвод, из-за этого все разваливается. Просто бесполезные пространства, где практически отсутствую лавочки, тень, деревья. Я думаю, скоро можно смело начинать реконструкцию, приглашать хороших архитекторов и дизайнеров и делать нормальное современное общественное пространство, которым действительно можно гордиться.
10. Если вам кто-то скажет, что этим летом какая-то аномальная жара, и траву поливают, но она почему-то не очень хочет расти — достаточно дойти до бывшего «Макдоналдса» и посмотреть, как выглядит газон, когда о нем заботятся.
11. Американцы почему-то в Ярославле умеют заботиться о газонах, а мэрия Ярославля не умеет. Поэтому всех ответственных за благоустройство можно было бы отправлять на бизнес-ланч в «Макдоналдс», чтобы они посмотрели, как нужно ухаживать за газоном, и как выглядит нормальный газон, который должен быть на стрелке в Ярославле.
12. В целом благоустройство очень колхозное. Я не знаю, кто конкретно за него отвечает, но у этого человека явно проблемы со вкусом: какие-то непонятные узоры, ковры из цветов — конечно же, так уже не делают.
13. Вот опять же в самом центре Ярославля какие-то непонятные цветы. Это просто безвкусица, и, конечно, Ярославль заслуживает большего.
14. Фирменная ярославская лавочка. Говорят, к ее созданию приложил руки сам мэр города. Эстетику этого сооружения мы обсуждать не будем, но у меня она ассоциируется с алкомаркетами «Красное и Белое».
15. Сравните:
16. Рядом с мэрией какой-то непонятный трактир — пристройка к историческому зданию. Странно, что до сих пор не снесли, это прямо соседняя с мэрией дверь. Так, конечно, быть не должно.
17. Реклама в Ярославле размещается в самых неожиданных местах. Ярославль известен своими рекламными урнами. Не думаю, что это хорошее решение.
18. В центре очень много рекламных стел, реклама размещается на зданиях. Конечно, ее количество нужно сокращать. Я понимаю, что хочется заработать деньги, но нужно соблюдать меру.
19. Например, что это такое? Мало того, что завесили фасад, так еще и огромный билборд влепили наверху, полностью извратив архитектуру здания.
20. К сожалению, в 90-х и «нулевых» в Ярославле построили много говна, но рано или поздно все это снесут.
21. Недавно в центре города ввели дизайн-код — большие молодцы, привели в порядок вывески. Осталось заняться внешними блоками кондиционеров.
22. Провода тоже надо прятать — убирать под землю. Сейчас они очень захламляют вид.
23. Некоторые фасады требуют нормальной реконструкции. Здесь вообще залили все краской, еще и разных цветов.
24. В Ярославле большая проблема с парковкой. Парковочное пространство никак не организовано, вся парковка была бесплатная, хотя совершенно очевидно, что в городе дефицит парковочных мест и спрос превышает предложение. Конечно, во всем центре обязательно должна быть платная парковка. Плюс ко всему много неправильно припаркованных машин, их никто не штрафует, поэтому надо провести реформу по аналогии с тем, что сделали в Москве.
25. Пока весь город заставлен машинами, из-за этого не видно прекрасной архитектуры. Это никуда не годится.
26. Кроме того, власти вместо того, чтобы сокращать количество парковочных мест, развивать общественный транспорт и как-то мотивировать людей отказываться от автомобилей, наоборот провоцируют автомобилизацию. Например, это улица Чайковского, здесь строят дополнительные парковочные места прямо на территории одного из немногих скверов. Местные жители переживают, что во время строительства парковки подрубили корни липам, и они могут погибнуть. Другие города сужают проезжую часть, сокращают количество парковочных мест, наводят порядок, вводят платную парковку, а Ярославль на месте сквера заливает все асфальтом, пытается сделать побольше бесплатных парковочных мест и только усугубляет свое положение.
27. Фирменный ярославский забор. Заборов в городе много, власти ссылаются на требования ГИБДД, но, как мы знаем, от заборов никакого толка нет.
28. Красные заборы делали к тысячелетию в 2008 году. Они до сих пор стоят, никто их не убрал.
29. На самом деле, ограда вдоль улиц создает мнимое чувство безопасности у водителя — по улицам становится комфортно ехать быстро. Быстрая езда повышает вероятность ДТП, причем с летальным исходом. Более того, если машина на скорости вылетит на тротуар, то забор разлетится и превратится в шрапнель. Во многих городах России уже были реальные жертвы заборов.
На заборы уходят миллионы рублей (каждая секция стоит около 4 тысяч без установки), которые можно было бы пустить на ремонт дорог и разметку. Но проблема не только в том, чтобы найти деньги на закупку и установку, — нужно ещё постоянно ремонтировать и содержать эти ограды. Сегодня заборы — весомая нагрузка на бюджет любого города. На нужные и полезные вещи просто не остаётся денег.
30. Очень показательная фотография — деревья спилили, а заборы поставили. Так вот деградирует городская среда. Надеюсь, следующим шагом будет ликвидация вот этих бесполезных заборов и высадка деревьев.
31. А как вам заборы вдоль парковок? То есть водителям и пассажирам нужно коллективно идти до ближайшего разрыва в заборе по проезжей части. Это точно безопасно?
32. Если люди постоянно перебегают улицу, то нужно делать переход. Даже если до ближайшего перехода 50 или 100 метров — это вопрос безопасности и удобства города.
33. В целом основные улицы в плане дорог нормальные, но если свернуть за угол или уехать на окраины — с дорогами беда. Но все не так плохо, как в других городах.
34.
35. Заехали на окраину, посмотрели микрорайоны, которые делали в «нулевых» — ничего хорошего там нет.
36. Один из скверов. Городские власти тратят бюджет на побелку деревьев, хотя это совершенно бесполезное занятие, надеюсь, от него уже отказались.
37. В принципе в центре Ярославля довольно приятно гулять, все такое зелененькое
38. Вот здесь хорошее решение — замостить дорожки, которые раньше люди вытаптывали. Молодцы.
39. Круто, что все киоски сделаны в едином стиле. Это правильно, учитесь.
40. С остановками общественного транспорта все грустно. Например, центральная остановка выглядит так — все залеплено рекламой.
41. Сами остановочные павильоны грязные, немытые. Нигде нет схем — если вы не местный житель, разобраться с общественным транспортом совершенно невозможно.
42. Новые остановки тоже залеплены рекламой, их не моют и вобще очень плохо эксплуатируют.
43. Еще одна остановка по стилю больше напоминает мусорный контейнер.
44. С организацией движения общественного транспорта тоже был непорядок.
45. Про вред маршруток я рассказывал уже огромное количество раз. Их главная проблема — это вместимость. В один микроавтобус помещается 15 пассажиров, в один обычный трамвай или автобус — 120, а в современные сочлененные трамваи поместится и 300 пассажиров, что особенно актуально на загруженных маршрутах. В часы пик города встают в одну большую пробку, процентов 30 трафика в которых — это маршрутки. Они забивают всю правую полосу, они постоянно перестраиваются из ряда в ряд, пытаясь объехать друг друга, чем только усугубляют ситуацию.
46. Остановки явно не справляются с трафиком, людей высаживают на обочине.
В этом случае под них можно просто отвести больше места, как, например, вот здесь:
48. Маршрутки это удобно! Всегда сидишь!
49. Остановочные павильоны не приспособлены под удобную посадку пассажиров
50. Автобус остановился на пешеходном переходе.
51. Ну и отдельынй ад - это ПАЗики. Запомните, ПАЗики придумали, чтобы перевозить картошку и гробы в деревнях, а не пассажиров в городах.
52. Троллейбус