Ещё один интересный и не менее популярный храм во Флоренции - Санта-Кроче. Это крупнейшая францисканская церковь в мире, охватывает историю искусства и веры в западной культуре во всей ее полноте, и с самых ранних дней она была основным маяком притяжения, связанным со святым Франциском Ассизским, покровителем Италии с 1939 года.
Первый камень в фундамент нынешней церкви был заложен 3 мая 1294 (или 1295, есть некоторые споры по поводу года). Проект был разработан Арнольфо ди Камбио, ведущим архитектором Флоренции, и площадь алтаря была почти завершена, когда он умер, где-то между 1302 и 1310 годами. Церковь была завершена к концу XIV века, хотя и не была освящена вплоть до 1443 года.
В XIV веке художники начали украшать стены фресками, быстрым и экономичным способом повествования библейских историй в манере, понятной, в основном, неграмотному собранию. В 1566 году герцог Козимо I Медичи поручил Джорджо Вазари обновить монастырские церкви Флоренции, включая Санта-Кроче. Вазари снес крестную ширму, которая не позволяла прихожанам видеть главный алтарь, и установил над алтарем для Евхаристии большой шатер, или балдахин, превратив его таким образом в центр всего священного устройства в попытке подтвердить истинное присутствие Христа в освященном воинстве, что оспаривалось протестантской реформацией.
Кроме того, чтобы устранить визуальный беспорядок, который мешал симметрии и приличиям, требуемым контрреформацией, вдоль стен прохода были установлены четырнадцать новых симметричных алтарей, а более ранние фрески и часовни были удалены.
На протяжении веков Санта-Кроче стал Пантеоном целой нации. Первоначально здесь находились могилы францисканских монахов, но вскоре это место стало излюбленным местом захоронения более богатых семей района, в память о которых были установлены надгробия на полу в попытке совместить желание указать место их захоронения с желанием выглядеть скромно в соответствии с идеалами нищенствующих орденов.
Могилы Леонардо Бруни и Карло Марсуппини, канцлеров Флорентийской республики, свидетельствуют о переходе Санта-Кроче к роли хранителя славы города. Традиция использования церкви в честь великих и благих была возрождена Козимо Медичи для Микеланджело в 1564 году.
Учитывая вновь обретенную важность церкви, в XIX веке возникла необходимость завершить ее незаконченный фасад, который был завершен в 1865 году, в связи с празднованиями, проводимыми по случаю 600-летия со дня рождения Данте. Санта-Кроче был возведен в почетный ранг базилики в 1933 году. Поврежденный во время наводнения 1966 года, Санта-Кроче был объектом интенсивной реставрации как в его структуре, так и в его произведениях искусства.
Среди гробниц и мемориалов выдающихся личностей - гробница Галилео Галилея, который умер в 1642 году. Его погребальный памятник, созданный по заказу его ученика Винченцо Вивиани, имел сложную историю вынашивания ребенка, которая была разрешена только в 1737 году; и действительно, то же самое можно сказать о Никколо Макиавелли, который умер в 1527 году, но не был отмечен монументальной могилой до 1787 года. Есть здесь память и о Леонардо да Винчи, который 20-летнем возрасте жил во Флоренции. Здесь началась его практика художника: он стал членом братства художников.
Эти мемориалы в церкви, призванные восхвалять гражданские заслуги, перекликаются с образами и историями святых, предложенными францисканцами в их алтарях, циклах фресок и скульптурах в качестве образцов добродетели. Главным участником этого наследия является поэт Уго Фосколо, который считал, что "культ гробницы" сыграл важную воспитательную роль в качестве основополагающего элемента цивилизации на том основании, что он способен формировать общую коллективную память.
XIX век был также веком, в котором Италия превратилась в единое национальное государство после того, как на протяжении многих веков она была разделена на множество различных политических образований. На этом этапе истории, известном как Рисорджименто, церковь стала одним из главных мест для подтверждения итальянской идентичности, как мы можем видеть по внушительному кенотафу - монументальной гробнице без тела покойного, открытой в 1830 году в память об отце итальянского языка: флорентийском поэте Данте Алигьери, который умер в Равенне почти 500 лет назад и чьи бренные останки до сих пор покоятся в этом городе.
Что касается памяти Данте Алигьери, то памятник ему установлен ещё и возле входа на лестнице собора с левой стороны. Он был установлен в 1865 году в честь 600-летия поэта и мыслителя. Мраморная статуя работы скульптора Энрико Пацци высотой 6 метров стоит на 7-ми метровом цоколе с 4-мя львами. На голове творца - лавровый венок, в руке Данте - книга (с правой стороны и не попала в кадр), возможно, его самое известное произведение "Божественная комедия".
Останки некоторых итальянских деятелей даже доставлялись из-за границы. Останки Уго Фосколо, например, были доставлены в Санта-Кроче из Англии в 1871 году, и вскоре за ними последовали останки композитора Джоаккино Россини.
Монументальный комплекс Санта-Кроче хранит несравненное наследие духовности, искусства, истории и культуры, которое обогащалось на протяжении веков благодаря покровительству служителей церкви, членов знаменитых семей, братств, просвещенных меценатов и политиков, и которое может похвастаться уникальными шедеврами архитектуры, живописи и скульптуры в непрерывной последовательности, простирающейся от средневековья до нашей эры.
Здесь собрана самая возвышенная флорентийская живопись XIV века - великие религиозные фресковые циклы, написанные Джотто и его учениками, - и алтари эпохи Возрождения и контрреформации. Великолепное художественное наследие Санта-Кроче создавалось на протяжении восьми столетий благодаря изысканному покровительству францисканцев и богатых семей Флоренции, которые нанимали таких талантливых художников, как Чимабуэ, Джотто, Таддео и Аньоло Гадди, Делла Роббиас, Брунеллески, Донателло, Вазари, Бронзино, Канова и многих других, украшая монументальный комплекс произведениями искусства несравненной ценности.
Главный алтарь окружен фресками "Легенда о Истинном Кресте" Аньоло Гадди. Большое Распятие занимает центральное место в алтаре, как символ распятия Христа, жертвы, принесшей спасение человечеству.
В соборе огромное количество великолепных витражей.
Из собора можно попасть во внутренние дворы монастырей. Монастыри Санта-Кроче имели, среди основных своих функций, также функцию соединения различных частей комплекса, как тех, которые использовались исключительно монашествующими, так и других, в которые также допускались миряне, состоявшие в братствах или имевшие семейные захоронения. Во дворе первого монастыря, который был изначально построен на ранних этапах возведения комплекса, находятся скульптуры.
Портал, который отделяет первый от второго монастыря был выполнен Бартоломео, Джери, Франческо и Дезидерио да Сеттиньяно. Второй монастырь, также известный как "монастырь Брунеллески", хотя и построенный через много лет после его смерти, вероятно, был построен по проекту Бернардо Росселлино. Круглые арки верхней лоджии, ныне используемой Национальной центральной библиотекой, наложены на нижний портик на каменных колоннах.
Ещё несколько фото из внутренних двориков монастырей.
Базилика Санта-Кроче, в переводе с итальянского: церковь Святого Креста. Готическая архитектура делает церковь особенно элегантной. Базилика Санта-Кроче - это место, которое нельзя пропустить. В заключение ещё мои фотографии внешнего и внутреннего убранства собора.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.