Ильдус Валеевич Мукменов родился в простой рабочей семье в городе Кумертау. Мать шила в местном ателье, а отец трудился на заводе. По окончании 8-летки молодым юношей он решил оставить школьную скамью и пойти работать на завод.
Параллельно с работой энергичный молодой человек учился в вечерней школе, играл в заводском музыкальном ансамбле на гитаре.
Ильдус Валеевич утверждает, что его судьбу решил случай, стечение обстоятельств, благодаря которым он стал военным летчиком.
На заводе он вызвался отправиться в командировку в Казань. Рабочие моменты прошли гладко, и вот наш герой оказался в аэропорту. Вместе с ним в самолете летел молодой военный, который своей выправкой и благородным поведением обращал на себя внимание. Возвратившись в Кумертау, наш герой случайно на улице встретил своего попутчика. Ильдус Валеевич с юношеской непосредственностью подошел к нему, похлопал по плечу и рассказал, где его видел. Как оказалось, звали попутчика Ринат Зайнуллин. Он служил в Германии и приехал в отпуск к тетке. Ринат сразу взял шефство над молодым Ильдусом Валеевичем. Именно он посоветовал поступать в военное училище и непременно летное. В это время Ильдус Валеевич оканчивал вечернюю школу. Тут же он прошел медкомиссию в военкомате и получил направление. С направлением молодой парень поехал в Балашов, где готовили лучших летчиков военно-транспортной авиации. По прохождении медкомиссия и психофизиологического отбора Ильдус Валеевич срезался на первом экзамене. В Балашове уже собрался коллектив, не прошедших испытания. Абитуриенты обсуждали, что делать дальше. Кто-то предложил поступать в вертолетное училище. Вертолетная тема была интересна Ильдусу Валеевичу. Он вместе с товарищем отправляется из Балашова в Сызрань, В Сызрань поезд пришел в 2 часа ночи. Проводница разбудила их. За окнами была глубокая ночь, станция выглядела далеко не заманчиво. Товарищ остался ехать дальше, а Ильдус Валеевич сошел с поезда. Ночью он отыскал военное училище и расположился поспать на лужайке возле плаца. Утром его разбудили, поставили в строй.
В Сызранском военном летном училище Ильдус Валеевич с успехом сдал экзамены и был зачислен на первый курс. Первые курсы были тяжелы в теоретической подготовке. Когда начали изучать вертолеты, то вышел он в отличники.
По окончании Сызранского военного училища в 1976 году Ильдус Валеевич был направлен в Закавказский военный округ в город Телави, где располагался вертолетный полк. Здесь он получил допуск к полетам на Ми-8, в дальнейшем перешел на МИ-6. До 1979 года Ильдус Валеевич летал на Ми-6 вторым пилотом. В 1979 году его направили в Херсон, в котором располагался полк. Он прошел боевой курс летчика, летал в простых и сложных метеоусловиях, после чего его назначили командиром экипажа на Ми-8.
Здесь в Херсоне он встречает начало Афганской войны. В декабре 1979 года пришло распоряжение о сборе звена для отправки в горячую точку. Летчики собрались преимущественно молодые. В это время Ильдусу Валеевичу было 27 лет. На ТУ-134 их отправили в ТуркВО в Кокайды. Непривычно жаркую погоду, усугубленную тем, что мест для размещения летчиков не было, они восприняли мужественно. Для военных отвели место в высотке, в пункте управления. Две недели проходила адаптация. Ильдус Валеевич получил вертолет Ми-8 борт-69. Необходимо было облетать его с целью определения максимальной мощности двигателей для достижения заданной высоты. Прибыла группа инструкторов из Афганистана, которая обучала посадке на высокогорную площадку.
Своим ходом на вертолетах летчики направились в Афганистан. Маршрут лежал на Мары вдоль канала Ленина через Кушку. Конечной точкой стал аэродром Шинданд. Ильдус Валеевич рад, что в Афганистан они полетели на вертолетах. Это дало возможность полюбоваться восточной природой, горами и пустынями. В Шинданде ему дали назначение лететь в Кандагар.
Здесь в боевые задачи Ильдуса Валеевича входило сопровождение нефтеналивных колонн на западной дороге, ведущей в Кабул. Летали вертолеты парой по два часа. Затем шли на дозаправку. Ильдус Валеевич в этой паре был ведомый.
Помимо сопровождения, ставилась задача по патрулированию пустыни Эль-Регистан с целью предотвращения перевозки оружия из Пакистана. При обнаружении каравана один вертолет приземлялся перед ним. Саперы, находящиеся на борту (6-7 человек), проводили досмотр каравана. Второй вертолет находился в воздухе, выполняя виражи над караваном. Другим способом предотвращения поставки оружия было минирование путей перемещения моджахедов на внедорожниках.
Летчики также поддерживали десантно-штурмовые бригады. Высадка десанта проходила на неподготовленных площадках. Необходимо было соблюдать ряд условий. Садиться нужно было с пробегом против ветра. В пустыне это определить сложно. Тогда выпускали пулеметную очередь и смотрели, в какую сторону направится песок. Сигнальную ракету применяли редко, так как на это требовалось время.
В горной местности главным было зацепиться за скалу. После того, как под вертолетом оказывалась опора, проводилась высадка или эвакуация десанта.
В конце сентября 1980 года Ильдус Валеевич участвовал в Панджшерской операции. Техники собралось огромное количество. Эфир был забит многоголосием, и не только на русском языке. В то время для летчиков основной угрозой был ДШК. Им необходимо было уничтожить огневую точку. И когда ведущий делал маневр, по нему или по ведомому, стреляли из другого ДШК. Это была особая тактика. После этой операции Ильдусу Валеевичу врезались в память слова товарища: «Среди летчиков атеистов нет».
В глубоких ущельях и в пекле песков Афганистана он утверждает, что состоялся как летчик и осознал весь героизм этой профессии на войне.
В 1981 году Ильдус Валеевич возвращается в Херсон. Ярким воспоминанием после Афганистана была работа с космонавтами при проведении специальной подготовки прыжков с парашютом..
После развала Советского Союза Ильдус Валеевич работал в Казани. А сейчас каждую зиму приезжает в Кумертау, в родную квартиру, где он родился и вырос. Это место он называет сакральным. Ко всему прочему он пишет стихи. Ильдус Валеевич не публикует их, пишет для себя. На тему Афганистана у него родились такие строки:
«В глубоких ущельях и в пекле песков
Порой мы теряем друзей
Но знаю, что завтра
Опасность презрев
Закричу поутру:
«От винтов!»