Найти тему
Мурманский вестник

Прощай, иномарка…

Россияне верят в развитие отечественного автопрома

Фото Влада Догадина
Фото Влада Догадина

Одним или несколькими автомобилями, согласно проведенному опросу, владеют 63 процента российских семей. Это на 23 процентных пункта (п.п.) больше, чем в 2008 году. При этом семей, владеющих одним автомобилем, стало больше на 9 п.п. - 46 процентов против 37 в 2008 году. 17 процентов сообщили, что в их семье два автомобиля или более, что на 14 п.п. превышает показатель 2008 года.

В течение последних пятнадцати лет россияне активно пересаживались на иномарки. К 2023 году их количество в личном пользовании увеличилось до 72 процентов. Это на 36 п.п. больше по сравнению с 2008 годом. Следует учесть, что доля иномарок выросла в основном за счет увеличения парка подержанных машин (+34 п.п.).

И вот при таком огромном спросе 2022 год преподнес весьма неприятный сюрприз: больше десятка иностранных производителей, напоминают эксперты, ушли с российского рынка, остановлены 6 заводов, а из 60 марок авто на рынке страны остались только 14! Кто займет образовавшуюся нишу - российский автопром или бренды из дружественных стран, - покажет время. Пока можно говорить лишь о том, что спрос на автомобили среди россиян вряд ли существенно упадет.

В 2023 году о намерении приобрести автомобиль заявили 25 процентов опрошенных, что на 11 п.п. больше, чем в 2008 году. Однако при этом покупка авто сейчас чаще рассматривается не в краткосрочной, а в среднесрочной перспективе в 2-3 года.

Цели приобретения железного коня весьма разнообразны. Большинство аргументов сводятся к тому, что автомобиль - помощник в повседневных делах, этакая рабочая лошадка.

Россияне также говорили о семейных поездках (14 процентов опрошенных), путешествиях на автомобиле (13), работе на автомобиле (13), поездках на работу (12 процентов). В качестве целей приобретения авто звучало проведение досуга: поездки на дачу, за город, на рыбалку (по 8 процентов). 7 процентов опрошенных сказали, что автомобиль они хотят купить, чтобы возить детей.

Отношение к машине как к средству передвижения больше распространено среди молодежи (32 процента против 20-25 в других возрастных группах). Автомобиль для семейных поездок больше всех интересует 25-34-летних россиян (24 процента против 14 среди всего населения).

Для работы автомобиль чаще намереваются купить мужчины, чем женщины (18 процентов против 8), больше всех эта цель интересует 45-59-летних (21 процент против 13 среди всего населения). Женщины чаще мужчин говорят о поездках на автомобиле на работу (16 процентов против 9).

Высказавшие желание купить автомобиль в течение ближайшего года больше ориентированы на покупку подержанного, а не нового авто (57 и 37 процентов соответственно). А вот среди тех, кто хотел бы совершить покупку в течение 2-3 лет, приоритет смещается в сторону нового автомобиля.

Причем при планах купить автомобиль в долгосрочной перспективе иномарки в глазах опрошенных уже не являются существенно привлекательнее отечественных брендов. Россияне явно рассчитывают на развитие отечественного автопрома в ближайшие 2-3 года.

Следует добавить, что исследование об автомобилизации отечественных семей провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В опросе приняли участие 1600 граждан в возрасте от 18 лет. Подробности представлены на сайте wciom.ru.