Найти тему

Сможет ли Никас Сафронов отсудить 10 млрд у Вайлдберриз?

7 апреля 2023 года Николай Степанович Сафронов (известный более под своим художественным псевдонимом как Никас Сафронов) обратился в АСГМ с иском к ООО "Вайлдберриз" на общую сумму 10 млрд рублей за использование его товарного знака "НИКАС" на различных товарах.

Как считаете, есть ли у художника шанс выиграть это дело? Интересно ли вам мнение юриста, который специализируется на спорах о защите интеллектуальной собственности?

Елена Федорук. Я делаю онлайн-бизнес защищённым и безопасным.
Елена Федорук. Я делаю онлайн-бизнес защищённым и безопасным.

Давайте разбираться:

Вайлдберриз позиционирует себя как "Торговая площадка": в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" это - владелец агрегатора информации о товарах (услугах). В правилах продажи и правилах пользования торговой площадкой "Wildberries" чётко обозначены ключевые действующие лица в треугольнике "продавец-покупатель-агрегатор", и презюмируется, что договор покупатель заключает не с Вайлдберриз, а именно с продавцом. Ответственность за использование чужих объектов интеллектуальной собственности - на самом продавце.

Конечно, многие начнут возражать: как же так! Ведь здесь есть и вина Вайлдберриз: именно на его торговой площадке незаконно использовался товарный знак художника! Но, обратившись к ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает ответственность информационного посредника (в данном случае им выступает агрегатор - "торговая площадка") за нарушение интеллектуальных прав, мы обнаруживаем ряд условий для наступления такой ответственности:

  1. сам посредник должен быть инициатором размещения незаконного материала;
  2. посредник изменял указанный материал при оказании услуг связи так, чтобы он нарушал чужие интеллектуальные права;
  3. посредник знал и должен был знать о том, что использование объектов интеллектуальной собственности (да-да, и товарных знаков) являлось неправомерным.

Более того, если бы Сафронов обратился к Вайлдберриз с претензией о нарушении своего права на товарный знак, а агрегатор бы не среагировал на неё, - тогда бы был шанс привлечь торговую площадку к ответственности. На данный же момент шансы на успех истца невелики.

А знаете, что ещё? С учётом косяков в исковом материале и появления новости об инициировании процесса первоначально в жёлтой прессе, у меня только один вывод: художник жаждет славы и не нашёл ничего иного, чем снискать её через хайп. Посудите сами о недостатках иска:

  1. по тексту иска истец ссылается на ст. ст. 151 и 1252 ГК РФ. При этом из просительной части иска не ясно истец просит суд взыскать с ответчика компенсацию за нарушение исключительных прав на товарный знак по свидетельству РФ № 670603 в размере 9 000 000 000 руб. или 9 000 000 000 руб. в качестве морального вреда? Суд велел уточнить исковые требования;
  2. расчёта взыскиваемой суммы компенсации за товарный знак к исковому заявлению не приложено, размер не обоснован;
  3. самому Вайлдберриз копии иска и приложений не направлялись (ну, или не приложены документы об этом);
  4. госпошлина не уплачена: по крайней мере, платёжки суд не видел (хотя во всех СМИ трубят, что заплатили 200 тыс.);
  5. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, к иску не приложены;
  6. доверенность на представителя художника г-жу Воробьёву и копия её диплома, по данным суда, также отсутствуют.

Ну и о каких серьёзных намерениях здесь можно говорить?)) Суд обездвижил дело до 15 мая 2023 года. И я имею искушение полагать, что дальше оно может не продвинуться.

А, ещё знаете что? 10 апреля в тот же АСГМ Сафронов обратился с иском на 1 млрд к ИП Оноприенко Екатерине Николаевне. Это дело, как опять подсказывает интуиция, тоже будет широко освещено в прессе, но обездвижено в суде. Хотя... Поживём - увидим!

Надеюсь, у меня получилось внести нотку здравого смысла и юридических полезностей в этот хайп. Получилось же?

-2