В 1860 году был образован Комитет для определения довольствия войск. Его возглавил генерал-адъютант, генерал-лейтенант (с 1861 года - генерал от кавалерии) В.Ф. фон дер Лауниц (1802 – 1864), которого Д.А. Милютин, как знатока военного хозяйства, привлек к работам по преобразованию армии. В частности, в 1862 году Комитету на обсуждение был предложен вопрос о браках нижних чинов.
Вопрос был только один – что делать с женщиной в армии?
Кто виноват уже не рассматривался.
В далекие времена моряки в пору бурь и гроз вообще могли решить, что лучший способ как-то умилостивить стихию – выбросить пассажирку за борт.
К этому же выводу в итоге пришли и высокие армейские умы – избавиться от женского пола в армии вообще.
В результате обсуждения, Комитетом было заявлено «о крайних невыгодах для армии непомерного числа женатых нижних чинов и о необходимости принятия мер для устранения этого явления».
Причина была банальна – женатых было много, а свободных помещений на всех не хватало (казармы строились в основном лишь в столицах).
Военный Совет, рассмотрев все соображения по этому вопросу, «признал полезным установить, относительно разрешения браков нижних чинов», 14 мая 1866 года установил следующие правила:
«… 1. Неженатым нижним чинам не разрешать вступления в брак до увольнения в бессрочный отпуск.
2. Нижним чинам унтер-офицерского званий дозволять вступать в брак, не иначе, как по выслуге 5 лет в этом звании; причем отбирать от них подписки в том, что они не будут просить ни о пособии от казны, ни об особом квартирном помещении от оной…» .
Эти правила были озвучены в Приказе Военного Министра за № 173.
****
18 августа 1866 года, спустя 3 месяца после опубликования приказа, в Главный Штаб пришел рапорт за № 4224 за подписью помощника начальника местных войск Одесского военного округа, в котором генерал просил разъяснения:
«… Приказом Военного Министра сего года за № 173 нижним чинам рядового звания воспрещено вступать в брак, во все время службы.
Покорнейше прошу разъяснения: относится ли это и до тех рядовых, которые, будучи до сего женаты, овдовели и будут просить разрешения на вступление в новый брак, для призрения оставшихся после умершей жены малолетних детей…» .
Ждать случая долго не пришлось - вскоре последовал и конкретный пример.
24 сентября на имя начальника 4-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта К.А. Бельгарда за № 3822 поступил рапорт от Командира 15-го пехотного Шлиссельбургского полка полковника Т.А. Фофанова, в котором сообщалось:
«ВЫСОЧАЙШЕ утвержденными правилами, изложенными в приказе Военного Министра от 17-го июня сего года за № 173, между прочим, требуется, чтобы нижним чинам унтер-офицерского звания, изъявляющим желание вступить в браки, таковые разрешать не иначе, как по выслуге этими нижними чинами в унтер-офицерском звании 5 лет.
Во вверенном мне полку состоит нам службе младший фельдшер Абрам Кельнер, еврейского вероисповедания, у которого в настоящую эпидемию умерла от холеры жена – оставив его с пятью малолетними детьми, в числе которых одно грудное дитя.
Не будучи в состоянии присматривать за окормляемым своим семейством, так как означенный фельдшер по роду обязанностей постоянно занят службой – он желает вступить во второй законный брак.
Будучи убежден, что означенный фельдшер не имеет другого исхода, относительно присмотра за малолетними сиротами как вступлением во вторичный брак, имею честь просить дозволить мне разрешить в виде исключения просимый брак фельдшеру Кельнеру, не прослужившему в этом звании 5-ти лет, не распространять на него силы означенных выше правил, тем более, что о таковых вдовых нижних чинах, обремененных семействами, ничего не значится» .
Начальником 4-й дивизии сей рапорт по инстанциям был препровожден Начальнику штаба Варшавского военного округа, от него – Военно-Медицинскому инспектору округа, который 14-го октября наложил на него следующую резолюцию:
«… Во внимание к сему положению младшего фельдшера 15-го пехотного Шлиссельбургского полка Кельнера, оставшегося вдовцом, с пятью малолетними детьми, из которых одно – грудной младенец, требующих женского попечения, я полагал бы справедливым, в виде исключения из правил, изложенных в приказе Военного Министра от 17-го июня сего года за № 173, дозволить вступить втьорично в брак, тем более,что в приказе сем ничего не упоминается о вдовых, обремененных семействами нижних чинах.
Во всяком случае, считаю нужным вышеизложенное обстоятельство представить на разрешение Главного Штаба…» .
В справке, подготовленной для Военного Министра Милютина Начальником Главного Штаба Ф.Л. Гейденом от 12-го ноября за № 4899, говорилось:
«… Приказом по Военному Ведомству от 17-го июня сего года за № 173, постановлены нижеследующие правила:
1., Неженатым нижним чинам не разрешать вступления в брак до увольнения в бессрочный отпуск.
2., Нижним чинам унтер-офицерского званий дозволять вступать в брак, не иначе, как по выслуге 5 лет в этом звании; причем отбирать от них подписки в том, что они не будут просить ни о пособии от казны, ни об особом квартирном помещении от оной.
3., Разрешение нижним чинам, отказавшимся от бессрочного отпуска, предоставляется усмотрению ближайшего начальства, причем отбирать от них такие же подписки, как и от унтер-офицеров.
4., Женатым нижним чинам, возвращающимся на службу из временного и бессрочного отпуска, а равно и вновь поступающим на службу женатым рекрутам, не дозволяется брать с собой семейства, и следует предварять сих чинов, что казна не будет отводить для их семейств помещений, не выдавать пособий…» .
Гейден признавал, что «солдатские браки составляли постоянный источник затруднений для войск, которые в большей части случаев не располагают свободными помещениями для женатых, ни средствами для устройства и обеспечения быта семейств». Однако в данном конкретном случае власти всё же решили пойти на попятную, и сделать исключение:
«… а) в виде временного изъятия из общих правил, приказом по Военному Ведомству 17-го июня сего года за № 173 установленных, дозволить тем из нижних чинов, которые вступили в первый или второй браки до издания упомянутых правил, овдовели и имеют от этих браков малолетних детей, остающихся безо всякого призрения, вступить во второй или третий браки, хотя бы вдовцы эти и не выслужили сроков, вышеприведенным приказом № 173 установленных.
б) Браки вдовцам предоставить разрешать командирам полков или лицам, равную с ними власть имеющим, по надлежащему удостоверению в необходимости разрешения означенных браков…» .
В общем, полный запрет – не всегда есть выход из сложной ситуации, и в высоких военных кругах это прекрасно понимали.
В итоге 7 марта 1867 года вышло Высочайше утвержденное положение Военного Совета, которое дозволяло исключения (ответственность при этом ложилась на полковых командиров) .
МОЛОДОМУ ЖЕНИТЬСЯ РАНО, А СТАРОМУ ПОЗДНО
5 минут
52 прочтения
26 апреля 2023