Киноартисты чаще остальных испытывают на себе всю мимолётность славы. Сегодня ты нарасхват, и тебя зовут на разные киностудии, а завтра твой телефон замолкает, и ты уже никому не нужен. Причины у этого бывают разные - кто-то увлекался спиртным, кто-то терял форму, а кого-то даже считали слишком красивым для кино.
В потрясающем кинофильме "Начало" режиссёра Глеба Панфилова скромная ткачиха из провинциального города Реченска Паша Строганова, играющая Бабу-Ягу в самодеятельном спектакле, вдруг попадает на съёмки настоящего фильма, в котором исполняет роль самой Жанны д'Арк. Она испытывает всю гамму чувств и под конец по-настоящему влюбляется в великое чудо кинематографа, но сталкивается с тем, что после завершения съёмок её не спешат вызывать другие режиссёры. Зрители видят бездну отчаяния в глазах героини Инны Чуриковой, которая просто не понимает, как ей теперь жить и зачем. К счастью, сама гениальная актриса с подобной ситуацией не сталкивалась. Но многие её коллеги данную "забывчивость" кинорежиссёров испытали.
Один из наиболее характерных примеров - выпускница ВГИКа Изольда Извицкая. После главной роли в картине "Сорок первый" на неё обрушилась всемирная слава, и казалось, что теперь она станет ведущей советской кинозвездой. Все данные у Извицкой для этого были, но её практически сразу после триумфа перестали приглашать на серьёзные работы. В лучшем случае, следовали эпизоды или совсем маленькие рольки, актриса даже снялась в киножурнале "Фитиль", так как ей нужно было зарабатывать на жизнь. Через некоторое время приглашения и вовсе прекратились. Извицкая рассталась с мужем, злоупотребляла алкогольными напитками и умерла в маленькой квартире от голода в возрасте всего 38 лет.
Пытаясь объяснить возникшую вдруг невостребованность Извицкой в большом кино после "Сорок первого", режиссёр этого фильма Григорий Чухрай отмечал, что у его советских коллег имелась странная черта, которая отличала их от режиссёров американских. Если на Западе появлялась какая-то кинозвезда вроде Элизабет Тейлор или Мэрилин Монро, то режиссёры наперебой стремились зазывать её в свои картины, чтобы добиться кассового успеха и внимания критиков. В советском кино каждый кинорежиссёр стремился открыть свою звезду, не обращая внимания на актрис, которые раскрылись благодаря его коллегам. Поскольку Извицкая была "звездой Чухрая", то другие режиссёры на неё даже не смотрели, и именно это, по мнению Григория Наумовича, и стало причиной трагедии актрисы.
Если следовать этой теории, то ещё одна выпускница ВГИКа Роза Макагонова была "звездой Владимира Басова". Еще в институте он без памяти влюбился в эту очаровательную девушку с почти детским личиком и активно снимал её в первых своих картинах. Они создали семью, но долго она не продержалась, поскольку Басов был человеком увлекающимся. Макагонову в 1950-е годы считали одной из самых многообещающих актрис, которой доступны почти любые роли. Тем удивительней было, что к началу 1960-х режиссёры разом потеряли к ней интерес. Так, снявшись в картине "Короткие истории" в 1962 году, Роза Макагонова не играла в кино более 10 (!) лет. Просто не получала ни единого приглашения. Вообще!
Она потом вернулась уже на возрастные роли, но почти все они были небольшими. Моё поколение, к примеру, запомнило Макагонову по роли учительницы пения в популярном детском сериале "Приключения Электроника". Сама актриса стоически выносила непонятно откуда взявшийся по отношению к ней бойкот со стороны режиссёров, она старалась реализовать себя в других ипостасях. К примеру, играла в Театре киноактёра, активно занималась дубляжом, озвучивала мультфильмы и иностранные фильмы. Примечательно, что Владимир Басов пытался вернуться к Макагоновой после развода с Натальей Фатеевой, но актриса решила не входить в одну реку дважды. А картина "Приключения Электроника" стала их последней совместной работой. Правда, игравший шефа иностранных гангстеров Басов на съёмочной площадке со своей бывшей супругой не пересекался - у них не было совместных сцен.
Известны актёрские драмы очень самобытных исполнителей вроде Георгия Епифанцева и Станислава Хитрова, которые громко заявили о себе в самом начале карьеры, но потом почти выпали из орбиты кинорежиссёров. Многие связывают это с увлечением артистами горячительными напитками, но в советском кинематографе к алкоголю были неравнодушны многие. А некоторые очень знаменитые и часто снимающиеся актёры пили намного больше, однако режиссёры продолжали их приглашать. Вряд ли причина здесь только в этом. К примеру, Николай Рыбников, являвшийся одной из самых больших звёзд советского кино 1950-60-х годов, лишился внимание со стороны крупных режиссёров по другой причине.
Как считал драматург Виктор Мережко, со временем худощавый красавец Коля Рыбников облысел, набрал лишний вес и стал по типажу напоминать работника ЖЭКа или какого-нибудь советского бюрократа, а не простого и улыбающегося рабочего, в образе которого он в советском кино и прославился. Его новый типаж режиссёрам был просто неинтересен, поскольку в возрастных и характерных ролях они его не видели. Рыбникова продолжали время от времени приглашать в кино, но чаще на небольшие роли или на периферийные студии. Сам актёр компенсировал эту невостребованность встречами со зрителями, на которые ездил вместе со своей красавицей женой Аллой Ларионовой. Конечно, он сильно переживал и не дожил даже до 60 лет.
Актёр мог оказаться невостребованным после своего триумфа на экранах даже по причине... слишком выраженной красоты. К примеру, это произошло с исполнителем заглавной роли в картине "Человек-амфибия" Владимиром Кореневым. Такого обожания со стороны слабого пола, пожалуй, не испытывал никакой другой советский артист. Коренева заваливали мешками писем девушки со всего Советского Союза, и было логично предположить, что теперь-то этот актёр будет нарасхват. Однако после своей самой знаменитой ленты Коренев снимался очень редко, а главных ролей почти вообще не играл.
В своих поздних интервью он объяснял, что сам отказывался от приглашений, поскольку не хотел стать заложником образа кинокрасавчика. Однако режиссёры просто не видели Коренева в своих проектах. Он был слишком красивым, слишком слащавым, второй Лановой или Тихонов на экране им не требовался. Совершенно нетипичная для советского экрана внешность никак не монтировалась ни с какими сценариями и образами. Стать советским Марлоном Брандо или Полом Ньюманом красавцу Кореневу не удалось - не было потребности у режиссеров, и он остался артистом одной роли. К слову, в этом нет ничего плохого – есть масса артистов, которые снимались куда чаще Коренева, но даже одной запоминающейся роли так и не сыграли.