Аналитик рассказал, какую на самом деле политику ведет Запад в Центральной Азии и почему он уже открыто заявляет о желании оторвать регион от России.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров после заседания Совета глав МИД стран СНГ и шестой встречи в формате Центральная Азия — Россия заявил, что наглость Запада, который давит на партнеров России, заставляя их отказаться от сотрудничества с Москвой, переходит все пределы. Он подчеркнул, что в ЦА, помимо делегатов Евросоюза, наезжают еще и американцы, которые отвечают за проблематику санкций и оказывают различного рода давление. Это говорит о полном отсутствии уважения к самостоятельности и независимости стран региона.
До этого в Астане госсекретарь США Энтони Блинкен открыто заявил, что Соединенные Штаты хотят "оторвать" Центральную Азию от РФ, и призвал страны региона объединиться и выступить против Москвы. Глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди тогда подчеркнул, что Казахстан вместе с Россией входит в ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и другие объединения и не ощущает угрозы со стороны РФ.
Каковы причины такой политики Запада и как геополитическое противостояние Запада и России скажется на Центральноазиатском регионе, рассказал кандидат исторических наук, директор аналитического центра "Разумные решения", эксперт по международным отношениям Эсен Усубалиев.
Работа по нескольким фронтам
Сегодня уже очевидно, что противостояние Запада и России перешло в открытую фазу. Соединенные Штаты Америки и другие страны Запада больше не скрывают своих враждебных намерений в отношении России, и в том числе стран Центральной Азии, и прямо говорят, что хотят оторвать регион от Москвы. Но в этой ситуации, возможно, будут скрываться действия или инструменты воздействия для достижения этой цели. Вашингтон, по всей видимости, рассчитывает, что подобными заявлениями он сможет отвлечь внимание и ресурсы России для противодействия в Центральноазиатском регионе.
Другой вопрос, насколько удачны будут такие попытки США. В ЦА ситуация намного сложнее, и сказать однозначно очень трудно. Если ее рассматривать по нескольким направлениям — скажем, вопросы безопасности, транспорта и коммуникаций, экономических, языковых и культурных связей, плюс политический диалог и взаимодействие, — то анализ покажет, что ни в одном из них не доминируют ни США, ни Евросоюз, ни другие страны Запада. Ведь Центральная Азия — это все-таки пространство исторического взаимодействия с Россией, Китаем и всеми другими странами, которые географически близки и исторически всегда имели связи с этим регионом.
Язык как главный вектор
Всем известно, что Казахстан делает попытки перехода на латиницу, а Узбекистан уже перешел. Но почти никто открыто не обсуждает, как это сложно и какие трудности представляет для населения. Тут все просто — должно пройти как минимум 70-100 лет, смениться насколько поколений, которые пройдут детский сад, школу, университет, то есть получат полноценное образование с латинским алфавитом, и затем передать эти знания детям. То есть за короткий период невозможно резко сменить мышление одного поколения на другое.
Но начиная с 1991 года Соединенные Штаты Америки и другие страны активно пытались и пытаются влезть в регион и перетянуть страны ЦА на свою сторону. И тут сразу становятся понятны попытки вычленения русского языка и даже алфавита, который нас объединяет. То есть усилия по введению латиницы направлены на выведение всех стран Центральной Азии из пространства России. И эти попытки делаются, несмотря на то, что все это сопряжено с большими трудностями восприятия, огромными тратами, а также нехваткой литературы и пособий и невозможностью все перевести на латиницу. Для чего нужно? Западу жизненно необходимо изолировать Россию, а для этого нужно ограничить ее культурно-историческое, образовательное, научное влияние в окружающем пространстве. И тут нужно напомнить о факте, который сегодня почему-то никто не учитывает. Всем республикам в советский период дали практически все для создания именно национального аспекта. Языки были систематизированы, им придали форму, дали не только научное обоснование, но и научную систему получения знаний на этих языках. Была создана грамматика кыргызского, казахского и других языков. 99 процентов учебного материала — от словарей и пособий до вообще понимания того, что такое кыргызская грамматика, — было создано в советское время. Да и вся национальная литература была издана в советское время. И теперь все это стремятся разрушить.
Чего на самом деле хочет Запад
Причиной такой политики Запада является желание завладеть ресурсами. Чтобы быстро и динамично развивать экономику и поддерживать высокий уровень жизни, нужны ресурсы, и желательно бесплатно. После развала Советского Союза на Запад рекой потекли дешевые газ, нефть, да и человеческие ресурсы. Ведь не секрет, что "утечка мозгов" тоже была спланирована. То есть в 90-е Запад, а точнее капиталистический мир, решил свои финансовые и экономические проблемы за счет освоения новых территорий. А если вспомнить, как англосаксы грабили свои колонии, то политика в отношении России и постсоветских стран становится очевидной. Ведь не секрет, что Запад играет вдолгую и то, что мы сейчас переживаем, было прописано давно. И такую стратегию, в результате которой можно каким-то образом что-то оттяпать, они приняли сразу после Второй мировой войны. Если взглянуть на политику Запада в странах Центральной Азии, то видно, что мы интересны не только с точки зрения ресурсов, но и с позиции ослабления России. Оторвав нас от РФ, здесь создадут враждебный ей регион, а затем просто превратят его в зону нестабильности. То есть нас хотят разграбить и поджечь, а, как говорится, для достижения глобальной цели все средства хороши.
Вектор безопасности
И работа тут идет по всем направлениям. Давайте возьмем вопрос безопасности. Недавно бывший посол США в Кыргызстане, а ныне заместитель госсекретаря США Дональд Лу заявил, что страны Центральной Азии якобы обеспокоены своей безопасностью из-за того, что у России сейчас не хватает своего оружия и она не сможет удовлетворить их потребности в вооружении. И в ответ на такую обеспокоенность Соединенные Штаты готовы предоставить странам ЦА свое оружие. Напомню, что Таджикистан и Узбекистан получали и получают помощь различного рода от американцев, в том числе техническую и военную, в которую входят обмундирование, вооружение, оказание консультативных услуг и прочее. И все это подается под соусом борьбы с терроризмом и защиты от угроз со стороны Афганистана.
На первый взгляд нет ничего страшного в том, что американцы хотят помочь, но поставки вооружения значат, что они в перспективе хотели бы, чтобы страны Центральной Азии постепенно перешли на стандарт вооружения НАТО. А это уже более серьезный вопрос, то есть так они хотят обеспечить загрузку американского ВПК в будущем. Надо понимать, что мало иметь оружие, его еще надо ремонтировать, обслуживать, покупать боеприпасы и обучать применению. То есть вслед за оружием придут военные специалисты-инструкторы, а за ними и базы. А если вспомнить, что американские чиновники зачастили в последнее время в страны Центральной Азии, плюс еще и американские генералы посещали регион, в том числе зону кыргызско-таджикского конфликта, то возникает вопрос: зачем им это нужно? Возможно, чтобы оценить разрушения и ущерб, который был нанесен в результате того вооруженного столкновения, сделать анализ, а затем предложить свое решение или консультативные услуги, чтобы продать свое вооружение. При этом многие эксперты считают, что дестабилизация региона выгодна коллективному Западу, и не исключено, что и тут есть его определенная роль. Особенно если вспомнить, что Западу нужно открыть второй фронт. А до этого, как мы все знаем, были попытки дестабилизировать Беларусь, поджечь Кавказ при помощи конфликта Армении с Азербайджаном. Январские события в Казахстане, очевидно, из этой же серии, ведь там тоже был найден след западных спецслужб.
Транспорт и логистика
Из всего этого можно сделать вывод, что Запад принимает комплексные усилия для достижения своих целей. Возьмем транспортный вопрос. Всем известно, что Китай направляет свои товары по Транссибирской магистрали и вообще через Россию. А есть еще срединный коридор — из Китая через Центральную Азию он выходит на Каспий, далее в Азербайджан, Тбилиси и Европу. Казалось бы, что тут рулят лишь логистика и желание найти пути дешевле, но любые транспортные связи, которые не включают Россию, также играют на руку общей цели по изолированию России и попутно — отделению Центральной Азии. При этом Западу и Соединенным Штатам Америки нужно соединить Центральную Азию с совсем другим регионом — Южной Азией, а это Пакистан, Индия, Бангладеш и, конечно же, Афганистан, который они оставили в разрушенном состоянии. Теперь Запад хочет вовлечь государства региона в его восстановление, чтобы соседи взяли на себя ответственность за развитие этой страны и завязли в этом. Но, естественно, просто так никто за это не возьмется. В той же парадигме (ЦА + ЮА) лежит и газопровод ТАПИ, и линия электропередачи CASA-1000, которая с учетом ситуации в Афганистане вообще утопическая. Существуют и транспортные развязки, которые были направлены из ЦА в Пакистан и Индию.
Я считаю попытки соединить Центральную Азию с Афганистаном неверным шагом. Народы ЦА ментально несовместимы с этим регионом, и даже таджики и узбеки Узбекистана и Таджикистана ментально отличаются от таджиков и узбеков Афганистана, да и географически все эти проекты, инициированные Западом, очень сложны. Хотя была уже попытка и в 2021 году первый караван из Узбекистана прошел через Афганистан и довез товары до Пакистана, а там ведь хотят проложить не только автомобильный путь, но и железную дорогу до Пакистана через территорию Афганистана. Конечно, для ЦА работать со многими странами Южной Азии, может, и выгодно, но есть проекты куда более перспективные, чем тот же ТАПИ. Сейчас, например, нарабатываются коридоры по линии Россия — Туркменистан — Иран — Пакистан. Иранцы предлагали Узбекистану выход на порт Чабахар, который в свое время был единственным портом, не попавшим под санкции Соединенных Штатов. Этот путь реально работал, и даже Индия вложила в него полмиллиарда долларов инвестиций. Но очевидно, что Узбекистан учитывает, что Иран под санкциями, и старается соблюдать равноудаленность. И такая позиция вполне понятна, ведь это транспортоблокированная страна, а им нужны рынки сбыта для своих товаров, чтобы использовать свой громаднейший потенциал. Кыргызстан и Казахстан сегодня входят в ЕАЭС и перед ними открыт 185-миллионный рынок, а вот Узбекистан не является членом союза и ему надо искать рынки сбыта своих товаров, именно поэтому он стал наблюдателем в ЕАЭС.
Китайский геополитический вектор
Запад предлагает, чтобы страны Центральной Азии интегрировались самостоятельно, без участия внешних сил — без России, без Китая. Это голубая мечта Европейского союза, Японии, Кореи и США, за которой стоит та же главная цель — разделение. Но это желание для нас совсем непонятно — куда в таком случае деть географию? Зачем нам рынок Южной Азии, когда под боком обширная Россия и бездонный океан в виде Китая. Эти направления намного выгоднее и традиционнее для нас. Но в этом-то и загвоздка — Запад не хотел бы видеть Китай в качестве силы на территории Центральной Азии. Отсюда всяческое давление на китайский проект "Один пояс — один путь". Чтобы помешать продвижению Китая, они даже придумали систему "Blue Dot" — сертифицирование портов и транспортных развязок на предмет отсутствия коррупции, транспарентности. Якобы порты, имеющие такую отметку, соответствует высоким технологическим и прочим требованиям, которые выдвигают западные страны. Конечно, эту систему сразу поддержали все страны АСЕАН и Япония. Но смысл "Blue Dot" сводится к контролю логистики, который Запад хочет ввести, чтобы давить на Китай и вообще на все страны. Для западной элиты вопрос контроля самый главный. Возьмите всем известные SWIFT, VIZA, MasterCard, которыми мы пользуемся. Это тоже системы, которые позволяют контролировать, но в данном случае финансы.
Энергетика как вектор разрыва
Запад не был бы Западом, если бы не думал и не действовал комплексно для достижения своих целей. Такая же история и в энергетическом секторе. Например, требование западных институтов повысить тарифы на электричество и отказаться от российского газа. Естественно, взамен центрально-азиатских стран они предлагали направлять свой газ через Каспий в Европу. Но мы же понимаем, что на практике это невозможно сделать, да и объемы газа не такие, чтобы их можно было экспортировать без ущерба своим интересам. Нынешняя холодная зима показала, что и Казахстан, и Узбекистан не могут обойтись без поставок российского газа и газотранспортной сети, которая была создана в советское время, ведь, по оценкам ученых, к 2030-2040-м годам энергетические ресурсы в этих странах могут иссякнуть. При этом они понимают, что в наше сложное время будущее лишь у тех, кто владеет реальными ресурсами, а не напечатанными бумажками ФРС. Сегодня не виртуальные, а именно реальные ресурсы, которые можно потрогать, на которых можно завести машину, приготовить еду, построить дом, играют главенствующую роль. Поэтому, когда Запад говорит, что хочет оторвать Центральную Азию от России, это подразумевает и то, что они хотят лишить население региона доступа к ресурсам.
Информационная война
Чтобы противостоять таким целям, мы должны быть едины, но тут есть одна проблема, которая играет на руку Западу, — это то, что мы, то есть все страны бывшего Советского Союза, сейчас сильно децентрализованы. Как говорится, разбежались по национальным квартирам, и каждый пытается выжить сам. А в одиночку, сами понимаете, нас раздавить намного легче. Именно поэтому Запад активно работает и в этом направлении — им нужно нас атомизировать, разобщить, размежевать и не дать снова интегрироваться. Их задача — посеять сомнения и убедить людей в том, что в СССР все было плохо. Работа ведется в том числе посредством соцсетей, где распространяются посты, видео, как якобы плохо жилось кыргызам, узбекам, казахам. При этом делают упор на трагические события 1916 года, которые произошли при царской России и никакого отношения к советскому периоду не имеют. Вообще, имеют место подмена понятий и забрасывание фейковой информацией. При этом ложь делают правдоподобной, то есть используют 30 процентов правды и 70 процентов неверных данных.
По сути, сейчас идет полноценная информационная война. В то, что у людей в СССР были уверенность в завтрашнем дне, бесплатное образование, медицинское обслуживание, что каждый гражданин был обеспечен работой, нынешняя молодежь уже не верит, потому что в сознание и информационное поле забиты клише — лагеря, голодомор, репрессии и прочее. Сегодня людей превратили в биомассу, которая не думает, не размышляет, не имеет критического взгляда. Такой результат был достигнут разрушением системы образования. Для чего? Да потому что атомизированным, разобщенным, необразованным обществом легко управлять, ему в сознание можно внедрить что угодно. В том числе то, что если бы победила Германия, то все сегодня пили бы баварское пиво и жили припеваючи. То есть налицо обеление нацизма, что мы, кстати, видим и на Украине, и в других странах, где поднимают голову националисты. И такие признаки уже есть в странах Центральной Азии.
Хартланд* Евразии
Еще раз скажу, коллективный Запад играет вдолгую, и даже если сейчас у них не получится, скажем, в ближайшие 5 лет, то никто там не остановится и работа будет продолжена. Не сегодня, так, значит, лет через 10-15 они достигнут желаемого. В чем можно позавидовать Западу? В преемственности взятого политического курса и упорной работе в одном направлении. То есть даже при смене людей во власти решения не будут меняться и все будет согласно плану. Да, конечно, в этом плане могут быть корректировки согласно реалиям, но основное направление сохранится.
Для Запада уже бывшее советское пространство и люди, живущие там, выступают главным конкурентом, главной угрозой мировому господству. Если мы не будем сопротивляться давлению Запада, то в итоге просто исчезнем. Напомню, что целью Первой и Второй мировых войн были Россия и в целом Евразия. А вот чтобы завладеть Евразией, им нужен полный контроль над Центральной Азией. Если говорить по Маккиндеру, Центральная Азия — это хартленд евразийского континента, и кто контролирует Центральную Азию, тот контролирует всю Евразию. Именно поэтому Запад разрушает у нас все — образование, культуру, экономику, геополитику, энергетику, то есть все сферы жизни, чтобы, внедряя принцип "разделяй и властвуй", держать контроль над регионом. По их мнению, мы должны быть снова поделены на национальные квартиры, должны не понимать друг друга, не иметь общего культурного, образовательного пространства и говорить на разных языках. И чем разрозненней, тупее мы будем, тем выгоднее Западу. Им без разницы, как мы будем жить и выживать, — нас ввергнут в средневековье по образцу Афганистана.
Единственный выход из ситуации — стать снова читающей, образованной нацией, иметь общий центр образования, культуры, науки и техники. Как только это будет сделано, можно считать, что мы победили.
*Согласно теории британского географа Хэлфорда Джона Маккиндера (1861-1947), те, кто контролирует территорию от Сибири до Польши, станут главной мировой державой. Эту зону он называл "сердцевиной", "Хартлендом". Он выделил эту область после детального изучения великих империй в истории человечества.