Россия активно развивает торгово-экономические отношения со странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. А сейчас мы близки к открытию нового транспортного коридора с Венесуэлой, который может стать золотыми воротами, ведущими в Латинскую Америку. Что для этого нужно? Об этом поговорим с экспертом Людмилой Симоновой.
Россия и Венесуэла активизируют торгово-экономическое сотрудничество между странами. В скором времени появится прямой транспортный коридор. Уже до конца лета предполагается создание собственной судоходной компании. Тем временем, министр иностранных дел России Сергей Лавров начал своё рабочее турне по странам Латинской Америки. И не исключено, что нас ждёт много хороших новостей... Но для начала Венесуэла. Разберёмся.
Каковы перспективы сотрудничества ведущий "Первого русского" Никита Комаров обсудил с директором Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН Людмилой Симоновой в программе "Царьград.Главное".
Россия открывает новый транспортный коридор
Никита Комаров: Венесуэла в общественном сознании воспринимается как тёплая страна с огромными запасами нефти. Вот, пожалуй, и всё. Какие могут быть точки торгово-экономического взаимодействия между Россией и Венесуэлой? Учитывая, что между нашими странами достаточно тёплые политические отношения.
Людмила Симонова: Прежде всего, давайте всё-таки вернёмся к этому транспортному коридору. Потому что это очень важное событие не только для Венесуэлы, но и для всей Латинской Америки.
Речь идёт о создании прямой морской линии для обеспечения торговли со всеми странами Латинской Америки, в том числе с крупнейшим партнёром — Бразилией. Эти разговоры ведутся уже больше 15 лет. И конкретно с Венесуэлой — разговор о создании прямой морской линии и развитии транспортного коридора. Также обсуждается тема венесуэльского порта Пуэрто-Кабальо с перспективой увеличения товарооборота с этой страной и с другими странами. В целом этот процесс длится больше 10 лет.
Если удастся это запустить к лету 2023 года, то, я думаю, это будет серьёзный прорыв в плане расширения торгово-экономического сотрудничества с дружественными странами и странами Латинской Америки.
С Венесуэлой в основном у нас осуществляются поставки продуктов питания, удобрений и сельхозмашин. Но всё это было в таком неограниченном объёме. Когда-то мы закупали нефть. Перспективы для Венесуэлы есть большие. И спрос на наши товары тоже.
Если мы будем расширять этот транспортный хаб в портах Венесуэлы, то мы сможем поставлять из России туда подсолнечное масло и зерно, что поставляется нами в страны Латинской Америки, сельхозмашины. И возить оттуда фрукты, рыбу, мясо и всякие тропические товары — кофе, какао-бобы и так далее.
Поэтому я рассматриваю это как проект не только для Венесуэлы, но и как ворота транспортные, логистические.
Экономическая ситуация в Венесуэле
— А что касается наших промышленных компаний — Венесуэла может стать ёмким рынком сбыта для наших промышленных предприятий? Мы видим, что внутренний рынок России недостаточен для того, чтобы компании могли экономить на масштабе от производства и выигрывать конкуренцию с иностранными производителями. И здесь необходимо искать дружественные страны. Есть ли такой потенциал в Венесуэле?
— Для нашей промышленной продукции это нереально. Потому что покупательная способность венесуэльцев — она низкая. Страна долгие годы находилась в сложной экономической ситуации.
Сейчас ситуация выправляется. Но вот именно и не зря это поддержали и сельхозпроизводители других стран Латинской Америки. Поскольку они рассматривают возможности использования Венесуэлы в качестве транзитного хаба в другие страны Латинской Америки.
Прежде всего, речь идёт о сельхозмашинах. В сельскохозяйственных машинах нуждаются все страны Латинской Америки. Прошлый год был для нас прорывным в плане экспорта в латиноамериканские страны. Но туда в основном шли удобрение, топливо, зерно, немножко неорганической химии…
— Ну, в общем, стандартная корзина нашего экспорта.
— Да, такой сегмент. Тем не менее это очень важно и для нас, и для стран Латинской Америки. Для той же Бразилии, например. Вот это ёмкий рынок. Но, к сожалению, поставки машин и оборудования из России в Бразилию — вещь достаточно сложная. Поскольку там высокий уровень конкуренции.
Венесуэла — ворота в страны Латинской Америки
— Вы сказали, что Венесуэла может стать воротами России для Латинской Америки и для многих других стран. А что это за страны? Бразилия, Куба, Колумбия, Аргентина, Никарагуа... Где мы ещё можем развивать сотрудничество?
— Мы со всеми странами развиваем сотрудничество. Но я говорю о том, что в прошлом году с Бразилией был максимальный товарооборот за всю историю... А в плане импорта из стран Латинской Америки прошлый год был сложный. Это связано в том числе с логистическими проблемами.
Если будет решена проблема логистики, то будут поставки из Санкт-Петербурга, Севастополя, Новороссийска. И время доставки достаточно короткое — в среднем 20 суток.
Если заработает этот маршрут, то подключатся наши судостроительные компании. Они обеспечат перевозку этих товаров. И я думаю, что это будет очень серьёзный вклад в торгово-экономическое сотрудничество со странами Латинской Америки.
— В общем, проблемы стандартные... Какую-то региональную специфику сложно найти. Логистика, финансовая инфраструктура проведения платежей, страхование... В общем, всё то, что мы сейчас решаем в торговле с Юго-Восточной Азией, с Ближним Востоком… Но была ещё такая информация: Россия, по данным Bloomberg, закупила огромное количество танкеров. Мы сейчас контролируем от 11 до 14 процентов мирового рынка. Bloomberg считает, что нам столько не нужно. Предполагают, что мы будем использовать их для поставок в Венесуэлу и Иран.
— Да, но мы не только в Венесуэлу и Иран возим товары. Большой спрос имеется в той же Бразилии. Хотя Бразилия и производит нефть, но они покупают у нас значительные объёмы переработанного топлива, дизеля.
Практически все страны Латинской Америки заинтересованы в этих поставках.
15 лет назад говорили о том, что будет собственный флот. Потому что нам нужны и контейнеры, так как у нас их нет, и контейнеровозы. Хорошо бы иметь балкерный флот и нефтеналив. Я думаю, что это был бы серьёзный толчок в сторону развития отношений с дружественными странами. Или, как сейчас МВФ называет их, "нейтральными". Наряду с Индией и Индонезией.
— Ну, пусть будут нейтральными, лишь бы сотрудничество развивалось. Спасибо вам большое!