Найти тему

Февральская революция 1917 года - роль Англии и Франции

Последний российский царь Николай II, 1916 год. фото из ria.ru
Последний российский царь Николай II, 1916 год. фото из ria.ru

Причины вступления России в Первую Мировую войну

Историческими исследованиями официальных документов царского правительства Николая II было установлено что участие Российской империи в Первой Мировой войне было вызвано зависимостью российской промышленности от иностранного финансового капитала, главным образом английского и французского.

Так, в распоряжении иностранного финансового капитала было около трёх четвертей российской банковской системы, при чем в руках французского банковского консорциума было 53,2 процента, германских банков-36,4 процента и английских банков-10,4 процента, то есть в руках англо-французского капитала было 63,6 процентов всего банковского кредита.

Накануне Первой Мировой войны банковский иностранный капитал также монополизировал почти всю российскую тяжёлую индустрию. Французские банки возглавляли нелегальный металлургический трест и руководили синдикатами «Продомет» и « Продуголь». Также французскому капиталу принадлежало 60,7 процента всей выплавки чугуна и 51 процент всей добычи каменного угля, а английскому капитал занимал монопольное положение в нефтяной промышленности.

Ко всему указанному стоит добавить алчность российской буржуазии и крупных аграриев, которые мечтали «о Константинопольских проливах» и крупной прибыли от войны. Понятно, что все вышеперечисленные обстоятельства определили ту позицию, которую заняла Российская империя в Первой Мировой войне в качестве союзника Англии и Франции.

Возникает вопрос, что же хотели от Российской империи её союзники?

На данный вопрос можно дать ответ, прочитав воспоминания различных государственных и политических деятелей того времени, а также представителей буржуазии Российской империи, Англии, Франции и Германской империи. Станет понятно, что английские и французские союзники хотели чтобы «простой русский мужик одетый в солдатскую шинель отвлекал на себя германские армейские корпуса». Именно в данной плоскости лежали заботы правительств Англии и Франции и их дипломатических представителей различных рангов.

А. И. Деникин  фото из rg.ru
А. И. Деникин фото из rg.ru

Дворцовый переворот

А когда Первая Мировая война расшатала до основания царскую монархию, и когда поражения на фронтах войны стали угрожать внутренней катастрофой Российской империи-английский и французский капитал, заинтересованный в продолжении войны с Германской империей, через свою дипломатию стали толкать лидеров российской буржуазии на осуществление дворцового переворота, который предполагалось осуществить при помощи офицеров и императорской гвардии.

П. Н. Милюков в своей «Истории второй русской революции» рассказывал о существовании двух организации, члены которых обсуждали вопрос о отречении от власти царя Николая II и объявлении наследником Алексея, а до его совершеннолетия-признание регентом великого князя Михаила Александровича. На данный факт также указывал в своих воспоминаниях генерал А. И. Деникин, в «Очерках русской смуты» даже привёл план, согласно которому предполагалось остановить силой царский поезд следовавший из ставки в Петербург и потребовать у царя отречения. В случае несогласия, было предусмотрено физическое устранение Николая II .

Дипломатические представители Англии и Франции также подталкивали на переворот русских дворян, особенно тех, кто прекрасно понимал что ситуация в России может закончиться революцией.

В воспоминаниях бывшего английского посла в Париже лорда Берти, в форме дневника, вмести с красочным описанием устранения Г. Распутина можно наити следующую запись : «Я думаю, что Россия находиться на краю революции». И когда революция пришла "снизу", когда она перечеркнула все хитроумные планы союзников о дворцовом перевороте, то те стали думать только о том как удержать Россию в лагере воюющих сторон.

Подводя итоги, можно констатировать, что лидеры российской буржуазии равно как и представители Англии и Франции не смогли понять социального содержания русской революции, которая не смогла ограничиться только сменой формы государственного правления. Они заботясь только о продолжении мировой войны английского и французского капитала, упустили момент когда Февральская революция стала лишь этапом к Октябрьской революции 1917 года.