Найти тему
Полит.ру

Образование — идеологический аппарат государства

Политолог Константин Калачев пишет:

«Понятно, что любое образование выстраивается под стратегию развития страны.

Советское формировалось для советского государства: нам тренировали память, учили дисциплине, прививали идеологию, давали знания, но не учили главному — думать. Дискуссии отсутствовали, возможность разных мнений отвергалась. Заучивание заменяло познание. С последствиями сталкиваемся до сих пор.

У советских и постсоветских людей серьезные проблемы не только с критическим мышлением, но даже со способностью выстраивать причинно-следственные связи.

Установка на получение «хорошего образования» стала благим пожеланием, ибо критерии качества зависят от стратегии развития страны.

А страна выбрала особый путь.

Что хорошо для открытой страны, включенной в глобальные мировые процессы, то не годится для склонной к автаркии закрытой.

В сословно-корпоративном обществе, где жизненный успех — это стать силовиком или чиновником, будет свое специфическое образование.

В авторитарной, милитаризованной, закрытой от Запада, которой нужны воины, а не гуманитарии, приветствуются иные образовательные принципы, чем там, где развивают критическое мышление, культивируют свободу выбора, привествуют креативность.

Гуманитарные дисциплины развивают критическое мышление, а зачем? Зачем нужны те, кто рефлексирует и фантазирует?

<..>

Разговорчики в строю, что интеллектуальный фундамент образованного человека — это гуманитарные дисциплины, не приветствуются.

Прогресс воспринимается только свозь призму лояльных и патриотичных технократов.

Идеология вместо дискуссии, дисциплина вместо диалога, унификации вместо дифференциации, турбопатриотизм как сверхдоминанта».