Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Работа с терапевтической метафорой в группе с травмой вынужденной эмиграции

Данный материал представляет собой описание практики проведения тренинга для людей, переживших вынужденную эмиграцию. Опыт вынужденной эмиграции рассматривается как кризисная ситуация и травма утраты (культурный шок).

В данном случае группа работала с
терапевтической метафорой. Тренинг проходил онлайн, как творческое пространство использовалась виртуальная доска. Вначале участники представились, поделились своими чувствами и ожиданиями от встречи. Затем, ведущий группы предложил принять стандартные правила для совместной работы:

  • Правило активности
  • Правило круга
  • Здесь и сейчас
  • 1 микрофон
  • Я-высказывания
  • Принцип доброжелательности

Это является формальным, но важным этапом работы. Участникам было предложено изменить или дополнить правила, но они решили утвердить их как есть.

Активация творческого мышления

Для активации творческого мышления участники дорисовывали каракули до каких-то осмысленных образов (по методике Каракули Винникота).

После этого участники рассказали о своем рисунке, на что он может быть похож, что обозначает выбранный для рисунка цвет. Так появился грозный динозавр, голубь мира, а также муха с деревьями на спине.

Создаем терапевтические метафоры о жизненных ситуациях, связанных с вынужденным переездом

После этого участники составляли сказку о вынужденной эмиграции с использованием слов-шаблонов и распространённых для сказок фраз. При этом на первом этапе они написали 7 наиболее распространённых слов или фраз в сказках, на втором записали 7 слов предложенных ведущим группы:

  • Дом
  • Река
  • Круг
  • Гора
  • Путь
  • Пещера
  • Превращение

Эти слова имеют наиболее архетипичное содержание в культуре. Участники могли сочинить сказку используя 1) 7 фраз-шаблонов и 7 предложенных слов; 2) только фразы-шаблоны из сказок; 3) только 7 предложенных ведущим слов; 4) полностью свободно и творчески подойти к решению задачи.

Анализ терапевтических метафор

После самостоятельной работы, каждый участник зачитал свою сказку вслух и совместными усилиями участники искали сходства и различия в сюжетах их сказок. Вначале они отмечали внешние различия, затем сконцентрировались на различиях в мотивах поведения персонажей.

Среди сходства сюжетов сказок отмечалось:

  1. Все события начинались около водоёмов. Вода - архетип, символ женского начала. Именно в воде зарождается жизнь. Вероятно, упоминание воды означает, что именно в детско-материнских отношениях впервые зарождается сильная чувствительность к теме свободы, постепенно усиливается при столкновении с обстоятельствами и оформляется в травму. Вода ещё и непредсказуемая стихия, разрушительный шторм и огромной глубины океан. Степень глубины водоёма в сказках означает, насколько глубоко должен человек погрузиться в своё самопознание.
  2. Все сказки закончились хорошо, протагонисты достигли своих целей. Это означает, что сознательно или подсознательно человек видит выход из кризисной ситуации и сказка как раз и описывает символически один из эффективных способов.
  3. Все антигерои консерваторы, имеют эгоистичный мотив. С одной стороны, антигерои выражают качества внешних обстоятельств и людей в реальной жизни: консервативное, обиженное, зацикленное на своих желаниях общество. С другой стороны, они также обозначают внутренние бессознательные эмоции. Подсознательно участники тренинга стремятся вернуть всё как было, то есть состояние безопасности, свою зону комфорта.
  4. Герой стремится к саморазвитию. В сказке антигероев побеждают герои, то есть участники принимают осознанный выбор, что для саморазвития необходимо пожертвовать чувством безопасности и пойти на встречу приключениям.
  5. В некоторых сказках антигерои - животные. Животные, звери являются архетипом бессознательных влечений. Животным страхам трудно противостоять, потому что они биологически обусловлены. Тут, как говорится, нужно уметь приучить зверя. Убийство таких животных-злодеев указывает на то, что герой ещё не научился конструктивно решать внутриличностный конфликт, стремиться решить проблему быстро, а не осознанно. Справиться же с антигероями-гуманоидами сложнее, потому что этот символ представляет собой иррациональные мысли и установки, которые нужно разоблачать, выводить на истинный свет.
  6. Подобно жизненной ситуации участников, герой сказок приезжает в новые места, путешествует или обретает новое место, дом. С одной стороны, это редукция сюжета до схемы "всё стало хорошо", что обозначает временное обретение гармонии. С другой стороны, если сказку прописать детальнее и мотивы персонажей, то это способ глубинного перехода из одного состояния сознания в другое.

Участники описали основные темы их сказок:

  • освобождение
  • поиск лучшего
  • исследование
  • побег
  • "жизнь научила"

Формулируем мораль истории и соотношение с реальной ситуацией

После этого участники тренинга провели анализ сюжета сказки и ответили на вопросы:

  1. В чем была основная проблема вашего героя?
  2. К каким последствиям привела эта проблема?
  3. Как герой справился с этой проблемой (или мог бы справиться лучше)?
  4. Кто или что помогало герою (или кточто могло бы ему помочь)?
-2

Исходя из этого они написали мораль сказки:

  • Стоит поискать опоры или ресурсы, которые помогут верить в лучшее и не сдаваться, когда кажется, что всё потеряно.
  • Для обретения своего истинного облика можно принимать помощь других, но самому можно действовать. На других надейся, но сам не плошай.
  • Для того, чтобы завязать хорошие отношения с людьми на новом месте, надо помочь им делом, иногда даже кардинально.

Далее участники перевели язык терапевтической метафоры в реальную жизнь, ответив на вопросы:

  1. В чем совпадает проблема героя вашей сказки и ваша жизненная трудность?
  2. Как соотносятся последствия проблемы вашего героя и последствия вашей жизненной трудности?
  3. Что общего в том, как герой справился с этой проблемой и какие стратегии вы применяете в своей жизни? Это эффективно для вас?
  4. Есть что-то общее в том, кточто помогало герою и в том, кточто придаёт вас сил в решении вашей жизненной трудности?
-3

После этого участникам было предложено, основываясь на сюжете их сказки, самостоятельно составить план конкретных шагов - действий, которые могли бы сделать их жизненный сценарий более успешным.

В завершении тренинга, участники поделились своими чувствами и подвели итоги проделанной работы.

Автор: Звягин Иван Михайлович
Психолог, Нейропсихолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru