Его лично знал полевой афганский командир таджик Масуд по прозвищу "Счастливый". Это были два горца и достойные друг друга противники. Один из горной долины Панджшера, а его соперник из Дигоры Северной Осетии. "Панджшерский лев" ненавидел русских. Для него все кто вторгся в Афганистан были русскими. Однако в Киме Цаголове он увидел достойного уважения врага. Цаголов был старше Масуда на 23 года, что и вызывало особое отношение к осетинскому "афганскому" воину.
Таджик был не только солдатом, но еще и политиком. "Долг каждого афганца-защищать от неверных свою родину-Афганистан и свою веру-священный ислам" говорил своему народу Ахмад Шах Масуд. Зная английский язык он всегда мог выйти на связь и получить информацию о расположении советских войск, их боевых планах и даже о личных сведениях командиров войсковых частей. Деньги и оружие он свободно получал через Пакистан, где располагались атташе американских и английских военных представительств. Их агенты переходили границу и находились среди отрядов моджахедов. Валюта, средства космической связи, топографические карты и оружие всегда были в избытке среди душманов многочисленной группировки Ахмад Шах Масуда. К 1996 году его вооруженное формирование выросло до 60 000 штыков.
Свой первый отряд Масуд сформировал еще в 22 года. Тогда в 1975 году он выступил против президента Дауда Хана и был разбит армейским подразделением. Получив ранение в ногу сумел скрыться и уйти через кукурузное поле в горы. Его долго преследовали по кровавым следам, но Масуд превозмогая боль сумел обмануть погоню. Девять раз против него проводилась войсковая операция советской армии, но без успешно. Всякий раз он уходил и сохранял большую часть своей группировки.
Шел 1981 год, когда Ким Македонович Цаголов из Ташкентского аэропорта вылетел в Кабул. Выпускник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Хетагурова и преподаватель военной академии имени М.В.Фрунзе генерал-майор Цаголов направлен в Афганистан военным советником. В это время в Панджшерском ущелье действовало более пяти тысяч вооруженных моджахедов и большая часть из них подчинялась непосредственно Шах Масуду. Его отряд был вооружен винтовками М-16А1, пулеметами ДШК 12,7 калибра, зенитными пушками "Эрликон", ПЗРК "Стрела 2 М", "Стингер" и гранатометами "Джевелин". Минами и снарядами всех калибров. Кроме этого в отряде было трофейное оружие захваченное при нападениях боевиков на блокпосты и военные колонны русских. По воспоминаниям очевидцев Масуд имел возможность сбивать в небе над Афганистаном даже гражданские авиалайнеры, но не делал этого. А вот пленных в его отрядах ждало жестокое обращение.
На одном из совещаний Ким Цаголов высказал мнение, что Масуда силой не взять. Нужна военная хитрость и политическое коварство. Тем не менее было принято решение о формировании группировки советских войск до 12 000 солдат для наступления в глубину ущелья на 120 км. В мае 1982 года 4000 солдат ВДВ десантировались с вертолетов в тыл передовых позиций боевиков на 30 км. Десантники заняли высоты, боевики их атаковали, а основные части СА на танках и БМП двинулись в наступление. К тому времени Ким Цаголов уже имел своих людей среди приближенных Масуда. За ранее он вошел в контакт с полевыми командирами меньшего ранга и иногда с ними встречался. Личные симпатии немолодого человека, обаяние и не плохой таджикский сыграли свою роль. Отрастив бороду, изучив обычаи и нравы таджиков генерал Цаголов был почти своим среди местного населения. Именно для этого он долгое время общался с таджиками на советской территории и даже нашел их родственников за рекой Пяндж. Масуд знал, о стремлении Цаголова наладить с ним контакт, но всегда игнорировал эти попытки.
В ходе Панджерской операции генерал Цаголов был непосредственно на передовой. Жестокие бои шли за каждый метр горной дороги, и наши войска несли потери. Ночью бои утихали и боевики уходили, а на рассвете атаки возобновлялись. Одновременно с общим наступлением в Чарикарской равнине был произведён отвлекающий манёвр по долине реки Горбанд (приток реки Панджшер). От тактической группировки 40 армии на ложный маневр были направлены 177 , 180, 181 МСП и три полка афганской пехоты. Цель маневра состояла в том, чтоб убедить Масуда направить сюда основные силы своего сопротивления. Чем больше будет отвлеченно сил противника здесь, тем больше жизней советских солдат будет сохранено. Теперь в "игру" вступил генерал Цаголов. Рискуя быть разоблаченным он в сопровождении агентов уходил в горы для встречи с моджахедами давая ложную информацию об основном направлении удара советских войск по провинции Бамиан.
Начальник разведки 40 й армии всякий раз с тревогой ожидал возвращения Кима Цаголова понимая высокий личный риск советского генерала и ценность доставленных им сведений. "Игра" с ложным наступлением продолжалась до 20 мая, после чего силы Масуда в Панджшерском ущелье были сломлены. В результате войсковой операции Панджшер был взят, но сам Ахмад Шах Масуд опять ушел. За три года службы в Афганистане Ким Цаголов внедрил своих осведомителей в более чем двадцать группировок моджахедов поставляя командованию 40-й армии бесценную информацию сохранившую жизнь тысячам советских солдат и офицеров. "Война – это искусство обмана" часто цитировал генерал-майор К.М.Цаголов китайского военного стратега 6 века д.н.э Сунь-Цзы.