Две тысячи лет назад у евреев была своя страна, в которой имелась правящая элита. Поскольку израильтяне, как и все люди, не были избавлены от тщеславия, у этих людей имелась сложная иерархия титулов. После уничтожения еврейского национального государства, она утратила свою актуальность. И эта система не думает возрождаться, поскольку современный Израиль основан на демократических началах. Она лишь частично сохранилась в форме религиозных званий. Тем не менее, этот вопрос интересен в историческом ключе, а потому мы сейчас поговорим о еврейских титулах.
Малик (по-еврейски – «мелех») – это древний термин, общий для всех семитов. В иные времена так называли всех правителей ближневосточных государств, независимо от могущества и размера их владений. Именно так величали подданные древнеизраильских царей Давида и Соломона, а также эллинистических владык античной Иудеи – Ирода, Хасмонеев и прочих. В арабском мире титул используется по сей день в каждой из ближневосточных монархий. Там, где европейцы говорят «король», местные жители предпочитают «малик».
На территории Междуречья евреи были представлены с самого раннего времени. А после ликвидации римлянами их национального государства, их здесь стало особенно много. В результате с подачи персидских царей начальники месопотамских евреев стали называться гаонами – титул либо является аббревиатурой от полного имени и звания одного из его первых носителей, либо означает нечто вроде «великолепие». Власть гаонов распространялась не только на персидских евреев, но де-факто, на всю диаспору и была не только духовной, но и светской. Гаоны, как лидеры еврейского народа, были упразднены в 11-м веке, но впоследствии так иногда называли самых великих лидеров и мудрецов. Например, Виленского гаона – богослова 18-го столетия, который жил в Вильнюсе, чьи труды во многом стали основой современного иудаизма.
Даян – это судья еврейского религиозного суда, а в древности так величали и заседателей синедриона. С давних времен они направляли жизнь еврейского народа, выдавая решения по тем или иным вопросам. Причем, в их компетенцию традиционно входило не только разрешение тяжб между людьми, а также выдача рекомендаций по определенным юридическим или духовным казусам. Как и многие еврейские звания, этот титул стал основой фамилии. Самым известным примером является Моше Даян, министр обороны Израиля.
Слово «шофет» также традиционно переводится на русский, как «судья». Хотя это была лишь малая область его компетенции. Судебные полномочия были наиболее ранней и зримой для людей функцией правителя, и неудивительно, что древние евреи стали называть судьями своих князей. Домонархический период истории Израиля в Библии называется эпохой судей – такой титул носили предводители одного или нескольких еврейских племен. Они были полководцами и политическими лидерами, а также верховными судьями (в изначальном смысле) своего народа. Этот период начался после ухода из жизни Иисуса Навина и закончился коронацией царя Саула. Кстати, в близких по происхождению финикийских государствах и Карфагене высшие должностные лица также назывались судьями, в местном произношении – суффетами. И они тоже должны были не судить, а править.
Адон – это изначально «большой человек». Так могли назвать и царя, и крупного землевладельца или рабовладельца. В общем, того, кто был богат и влиятелен. Так величали, например, Авраама, а также других видных лидеров. Впоследствии слово изменило если не свое значение, то сферу применения. В значении «господин» оно употребляется в качестве обращения с целью привлечь внимание.
Слово «рав» также использовалось во многих древних семитских языках в значении «уважаемый», «большой человек», «господин», «главный». В тех или иных ближневосточных странах так могли величать чиновников и офицеров, да и вообще, любых руководителей. Впоследствии именно от этого понятия произошло слово «раввин». Но и сейчас оно продолжает употребляться в прежнем значении. Например, в званиях израильской армии: рав-самаль бахир – это нечто вроде нашего «старший прапорщик».