Начать предлагаю с общеизвестных навыков, так называемые HARD SKILLS и SOFT SKILLS. Сложные иностранные слова, которые на самом деле можно заменить более простыми понятиями, тем, что мы уже научились применять в своей повседневной деятельности.
HARD SKILLS — это уровень наших профессиональных знаний, наших достижений в сфере изучения наук, например, гражданского права или гражданского процесса, уголовно-процессуального кодекса, изучение арбитражной практики. Всё то, что составляет основу вашей профессии. Не зная всё это хотя бы в узкой сфере своей специализации, мы не говорим уже векторно обо всём законодательстве РФ, вы просто не сможете эффективно работать. Хотя, впрочем, и такие юристы то же встречаются.
Что касается SOFT SKILLS, так называемые «мягкие навыки» — это ваше умение правильно выстраивать коммуникацию с другими людьми. Это эмоциональный интеллект, т.е. умение отличать эмоции другого человека или же играть на этих эмоциях в судебном процессе. И также мы можем прокачивать нашу общую подготовку в системе разговорного гипноза, кинетического имиджа, наших знаний речевых стратегий и оборотов, переговорных навыков, поведение во время допроса (этому отдельно учат адвокатов, следователей, прокуроров, и это важный навык для тех, кто для себя выбрал уголовную стезю развития).
Что на мой взгляд важно?
Важно балансировать уровень знаний! И фишка в том, что в последнее время все активно кинулись в эти SOFT SKILLS. Все активно прокачивают различные техники, которые не являются напрямую нашей профессией, но при этом забывают, что HARD SKILLS нуждаются в постоянном переобучении и в постоянной переподготовке. То, что вы проходили 10 лет назад в юридическом ВУЗе видоизменилось. Например, вы проходили уголовное право и уголовный процесс, сейчас с января 2023 года у нас есть определённые изменения в части оглашения приговора, срока вступления приговоров в законную силу. И хотим или не хотим, но вы должны догонять этот уровень знаний. Классно, если у вас есть привычка постоянно мониторить действующее законодательство. Юристы, которые ведут социальные сети в этом на самом деле лучше всех, потому что они готовят специальный контент, делают обзоры и именно благодаря им многие знают, что же происходит на ниве правовых процессов в РФ. Ещё один из способов прокачать свои HARD SKILLS (конкретные навыки) — это когда выбираете специализацию и учитесь узконаправленно по конкретному направлению.
Возьмём за пример адвоката медицинских организаций. Допустим, в своё время вы самостоятельно прошли путь медицинского юриста. Начиная с судебных процессов и заканчивая работой с конкретными клиниками и врачами по возникающим вопросам. И теперь обучаете других юристов профессии юристов в медицине. И по этому поводу у вас есть отдельный курс. И также существует отдельные курсы по банкротству юридических или физических лиц. Есть отдельные курсы по авторскому праву. Сейчас, кстати, это то же достаточно популярное направление. А ещё мы можем прокачать какие-то процессуальные знания. Например, федеральная палата адвокатов часто готовит бесплатные семинары, в которых может принять участие любой желающий по уголовному процессу, арбитражному процессу, по процессу в рамках кодекса об административных правонарушениях. Кстати, искренне рекомендую, вы можете зарегистрироваться на сайте федеральной палаты адвокатов. Ещё одна сфера прокачки юридических навыков, которая позволяет нам стать быстрее, выше, сильнее, круче (если хотите) — это уровень специализации. Безусловно, юрист, особенно адвокат на мой взгляд должен знать если не всё, то многое, чтобы хотя бы ориентироваться в сферах права. Так или иначе мы часто встречаемся со смежными вопросами. Но при всём при этом давайте по-честному, всё знать невозможно. Так или иначе в жизни любого юриста возникает вопрос специализации.
В чём плюс специализации? Вы прокачиваете те самые HARD SKILLS, о которых мы говорили в первом разделе статьи. Вы больше погружаетесь в судебную практику, а знание судебной практики делает юриста на голову выше. Кстати, знание судебной практики поможет вам, в том числе и прокачаться. Потому что одно дело то, что мы читаем в законе, а другое дело практика применения этого же самого закона. Следующее чему стоит поучиться современному юристу — это навык ведения социальных сетей, без разницы каких. Хотим мы или не хотим, но у нас сейчас век информатизации. И поскольку соцсети настолько популярны и любого специалиста мы ищем прежде всего там, и там же можем оценить подходит он нам или нет. Ведение социальных сетей это вопрос того, как вы себя позиционируете в обществе. Если раньше адвокаты сидели в адвокатских конторах, заметим немногочисленных, и, в принципе, любой человек зайдя, мог выбрать кого угодно, причём попадал чаще всего «пальцем в небо», если не пришёл по специализации или рекомендации, то сейчас на большом юридическом рынке сложно ориентироваться.
И вас будут выбирать, нет ни как лошадь по зубам, а по вашим ценностям, вашему характеру, по формату вашей работы, иногда и по цене ваших юридических услуг, в том числе, а потому о себе нужно каким-то образом заявлять. Какой путь проделывает ваш клиент, чтобы вас найти?
Просто попросите какого-то дальнего знакомого или родственника найти вас в социальных сетях или найти вас в интернете.
Просто посмотрите, сможет ли человек дойти до звонка вам. Конечно же, навык ведения социальных сетей сейчас активно прокачивается. Существует множество курсов и самоучителей, многие из них, кстати, бесплатные. Но так или иначе рекомендуем выбрать какой-то канал связи, который вам будет наиболее комфортен, с которым вам работать интересно. Может быть это будет YouTube или телеграмм-канал. Не стоит складывать все яйца в одну корзину, имеет смысл иметь несколько запасных социальных сетей. Но навык юристу однозначно пригодится. Скажу по секрету, лично мне социальные сети ещё помогают хорошо писать. Максимально сокращать свою мысль, растекающуюся по «паркету», более чётко её излагать свои мысли. А иногда и на качестве моих консультаций, потому что мне необходимо доности свою мысль-на понятном языке .
Ещё один навык и одна сфера, которая имеет смысл прокачать современному юристу, для того чтобы быть богатым, успешным и классным в своей профессии и востребованным, что не менее важно в юриспруденции и адвокатуре — это освоить маркетинг. Безусловно, если вам позволяют средства, вы можете себе нанять маркетолога. Тем не менее знать принципы построения как личного бренда, так и вашей линейки продуктов, думаем вам важно, нужно и точно не помешает.
О чём идёт речь? Ну какой маркетинг в юриспруденции? Вы открываете юридическую фирму, адвокатский кабинет, адвокатское бюро, вы начинаете частную практику, как юрист (самозанятый или индивидуальный предприниматель), что вам понадобиться, для того чтобы быть успешным? Чтобы вас заметили, конечно, ваши профессиональные знания. Конечно, ваша внутренняя уверенность в том, что у вас всё получится. Без неё идти дальше смысла нет. Но ваш клиент (доверитель) должен видеть, что вы ему предлагаете.
Чаще всего все предлагают всё — и это в корне неверно!
Почему у кого-то консультация бесплатная, у кого-то 500 рублей, у кого-то 1000 рублей, а у кого-то 10 000 рублей? Почему настолько разнятся одни и те же цены? Это история с маркетингом! Почему происходят ошибки в выборе исполнителя? Потому что кто-то своей маркетинговой стратегией привлёк больше. Да, возможно, и часто такое бывает, что пустил пыль в глаза, и в итоге люди ошибаются в выборе. Но почему классные профессионалы не могут правильно себя подать, в том числе с маркетинговой точки зрения? Как минимум у любого юриста на наш взгляд должна быть логичная линейка продуктов, логичное и понятное для другого предложение. Знаете как любят юристы? Я хочу фирму на аутсорсинг! А, что такое аутсорсинг? А, что у тебя входит в этот аутсорсинг? А сколько часов в аутсорсинге ты готов работать? Ты продался в рабство 24/7 за 10 тысяч рублей в месяц или как-то по-другому? А суды входят или нет? А входит ли личное присутствие в этой организации или нет? А если входит, то как часто? Иными словами, мы часто не можем донести ценность своего продукта не потому, что сами её не понимаем, а потому что у нас нет знаний маркетинга. Нет понимания того, что нужно клиентам.
Скажем честно, юристы достаточно своеобразные люди, у вас своеобразный юмор, у вас своеобразное позиционирование, но как «барыня на самоваре» я всё-таки сидеть не рекомендую. Изучите эту сферу, если она у вас вдруг никак не проявлена.
Ну и последнее чему стоит поучиться — это продажи. Маркетинг и продажи часто идут рука об руку. Но знаете, что я хочу сказать? Совсем недавно я был на конференции, где слушал скриптолога по поводу исследования юридических продаж. Девушка написала со своего аккаунта сразу двадцати различным юристам с запросом на стоимость юридических услуг. Знаете, что в этом интересного? Почти никто из юристов не смог нормально предложить свои услуги. Кто-то сразу посылал на сайт. Кто-то писал конечную стоимость не входя в коммуникацию с человеком, не желая выяснить, что за договор этому человеку нужен. Кто-то просто не отвечал, не выходил на связь в течение нескольких дней. Кто-то вроде начал коммуникацию, начал спрашивать, что, к чему и почему, но немножечко не дожал клиента, с которым можно было бы вполне успешно продолжать работать. О чём это говорит? Нас этому, к сожалению, прикладному навыку не учат в юридических ВУЗах. Просто нужно поставить правильное позиционирование, если хотите позаботиться о своём клиенте. Например, в медицине это часто называют уровнем клиентского сервиса, при этом понятие клиентского сервиса в юриспруденции, в принципе, не существует, как нам кажется зря. Как вы можете правильно представить свои услуги? Как вы можете рассказать человеку? Продажи и обучение продажам, это не про впаривать и не про втюхивать. Это про то, как доступным языком объяснить человеку почему ему стоит работать с вами и чем вы отличаетесь от других профессионалов. Поверьте мне, это сразу чувствуется. Это так называемые продажи без продаж. Если вам интересно, то поищите в интернете, есть много разных направлений. И обучение этому аспекту то же очень важно в вашей профессии.
Вы же хотите быть успешными? Вы же хотим в конце концов своей деятельностью не только ждать маны небесной и благословения от того, что мы так хорошо поработали. Многим из нас кормить семью, отвечать по долговым обязательствам, работать на развитие своей фирмы, вкладывать деньги в какие-то полезные вещи, например, в благотворительность. Но для всего этого нужны деньги. А мы почему-то считаем, что продажи в юриспруденции это нечто зазорное. Нет, я этим заниматься не буду. Можно не заниматься, но тогда рано или поздно наступит такой момент, когда поток клиентов иссякнет. И он, кстати, наступил у многих весной 2020 года, когда все сели дома и потоков внешних клиентов по сарафанному радио у нас не стало. Выжили и прекрасно себя чувствовали именно те юристы, которые умели перестраиваться, которые знали, что такое онлайн, которые знали как перестроить свои маркетинговые стратегии и как правильно продать в изменившихся условиях свои услуги.