Найти тему

Светлана Аллилуева и её роль в подрывных антисоветских играх

В марте 1983 года некоторые югославские СМИ кратко сообщали, что дочь Иосифа Сталина Светлана Аллилуева (1926 – 2011) просила через посольство Албании в Гаване визу на посещение Албании. Можно предположить, что она хотела побывать в этой стране 5 марта: напомним, в сталинистской Албании это был день траура с 1953 по 1990-й включительно. Однако в просьбе было отказано, причем данное решение якобы сопровождалось адресованным ей комментарием «Албанского Сталина» – Энвера Ходжи: «Мы не прощаем детей, предающих своих родителей».

Столь жёсткая оценка Тираной личности Алилуевой была обусловлена не только широко принадлежащими ей негативными характеристиками в 1960-х — 1980-х её отца, утверждениями о его якобы непосредственной причастности к репрессиям 1930-х — начала 1950-х годов.

Энвер Ходжа полагал, что так называемое «бегство» Аллилуевой из СССР – иезуитская комбинация заинтересованных сил в советском руководстве, нацеленная на дальнейшую дискредитацию И.В. Сталина. Дескать, отнюдь не Хрущёв или Микоян, а «сама» дочь «вождя всех народов» свидетельствует о «сталинском терроризме» — как же ей не верить?

По данным албанских и китайских источников, те, кому ведать надлежит, знали, что она через Индию намерена оказаться на Западе. Но, как отмечает Ходжа, «ей всё равно дали возможность выехать в Индию и более того: фактически прекратили за ней наблюдение в Индии. Знали в КГБ и о том, что она взяла с собой вариант рукописи своей первой антисталинской книги, вскоре поименованной “20 писем другу”». Как говорит историй Евгений Спицын, книгу эту Аллилуева «писала под чутким руководством Центрального Разведывательного Управления» (не исключено, что она просто что-то наговаривала, с последующей литературной обработкой в нужном ключе). В этой связи вовсе не случаен и немалый ажиотаж, поднятый вокруг приписываемой дочери Сталина псевдоисторической беллетристики, уже в перестроечные времена.

После отставки Хрущёва на повестку дня вышел вопрос о «частичной реабилитации» Сталина, включая возращение Волгограду прежнего названия Сталинград, установку бюста Сталина на его «новой» могиле у Кремлёвской стены. Однако «компромиссное» брежневское руководство не стремилось к решениям, которые могли быть интерпретированы в качестве сигнала о пусть и частичном, но всё же возвращении к прежнему курсу, да и намерений таких, конечно же, не было. Даже бюст Сталина на его месте захоронения с 1962 году не установили: он появился только в мае 1970 года.

Словом, не стоит удивляться тому, что ни слова о возможности перемены идеологического вектора в части оценок бывшего советского лидера в докладе Брежнева на XXIII съезде КПСС (1966 г.) произнесено не было. По мнению Ходжи, дабы «подтвердить» приверженность преемников Хрущёва осуждению так называемого «культа личности», и зала затеяна возня с «неожиданным» перемещением на Запад и самой Аллилуевой, и «её» рукописей.

25 января 1967 – вытеснение с Красной площади китайской делегации
25 января 1967 – вытеснение с Красной площади китайской делегации

Характерно, в этой связи, что незадолго до её отъезда в Индию сотрудники спецохраны в январе 1967 г. избили у мавзолея Ленина делегацию студентов и аспирантов КНР, пытавшуюся возложить венки к мавзолею и к могиле Сталина. Тем самым, как утверждает Э. Ходжа, Москва дала понять об отсутствии каких-либо намерений пересмотра взятого после XX съезда курса, и вскоре Алилуева переместилась в Индию. К слову, в этой стране, где развиты как правонационалистические, так и лево-социалистические настроения, и поныне сохраняются улицы Сталина — в гг. Амбатур, Коччи и Путтучери.

Как известно, поначалу неслучайная «эмигрантка» обратилась к правительству в Дели в марте 1967 г. с просьбой о предоставлении индийского гражданства, однако в Москве постарались в пользу того, чтобы в этой просьбе Алилуевой было отказано. Пресса «просталинской» компартии Индии отмечала, что в Москве, вероятно, опасались, что Аллилуева «переметнётся» в Китай, поддерживавший (не исключено, что и поныне) идеологически близкие группы. Однако Аллилуева предпочла прямо противоположный вектор, переместившись через Индию в США.

В пользу версии об «организованном побеге» дочери Сталина Ходжа отмечает и практически полное отсутствие препон со стороны СССР её деятельности на Западе. Между тем, антисталинские пасквили Аллилуевой были нацелены «и на то, чтобы дискредитировать политику КНР и Албании по защите Сталина от хрущёвских и «прохрущёвских» фальсификаций». В связи с этими обстоятельствами, албанский лидер высказывал небезосновательное подозрение, что операция по перемещению Аллилуевой на Запад «наверняка была согласована с ЦРУ».

Примечательно, что против этой версии сценария «бегства» дочери Сталина на Запад особо не возражали ни в СССР, ни на Западе, ни сама Аллилуева. За океаном она, к примеру, гостила на созданной Александрой Толстой (но скорее всего, тем же ЦРУ) т.н. «Толстовской ферме» – интернате для русских эмигрантов различной политической ориентации.

Даже в солидном возрасте в 84 года Аллилуева высказывала ненависть к СССР, России, да и ко всему русскому и советскому. Казалось бы, отъявленный «антисталинизм», заказанный ей американскими спонсорами – политтехнологами и спецслужбами еще в 1960-х годах – давно и безвозвратно списан в тираж. Тем не менее, она продолжала время от времени вещать, как она ненавидит всё связанное с Советским Союзом… И это – несмотря на то, что проживала она в последние годы с своей жизни вовсе не в респектабельных апартаментах США, Великобритании и Швейцарии, как в 1970-х – начале 1990-х годов, а в американской богадельне «Ричлэнд» под именем Лана Питерс.

Согласно интервью британской «Дэйли мэйл» 2010 года, Аллилуева очень любит гамбургеры и американские фильмы, и даже видит сны на английском языке. И далее, экспрессивно: «Я бежала из России! Я американская гражданка уже 30 лет, но они там, в России, никак не могут этого признать! Они продолжают считать меня русской. А я их ненавижу! Я ненавижу русский язык!..»

Но вот десятилетиями ранее, будучи в 1984 году в Москве, она утверждала, что ей «опостылела Америка», что она «разочарована в хвалёном американском образе жизни», и что свои публикации о Сталине и СССР она, оказывается, «была вынуждена делать под давлением» и «никогда не была свободной за Западе». Ну, разве это не иезуитство?..

Алексей Балиев