Дети-сироты будут возвращаться на родину после прекращения там боевых действий по решению глав новых регионов, заявила на брифинге в МИД России уполномоченный при президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова.
«Про детей, которые воспитывались в социальных учреждениях, решения будут принимать главы наших новых республик. Поэтому, если это решение будет принято, то, конечно, они вернутся в свои учреждения», — сказала омбудсмен (цитата по «РИА Новости»).
Относительно детей, «которые в семьях, это решение будет приниматься законными представителями, родителями», отметила она.
В информационном бюллетене о работе омбудсмена с детьми, оказавшимися в зоне спецоперации, говорится, что в феврале 2022 года в Россию прибыли 2 тыс. сирот из ДНР и ЛНР (тогда там была объявлена эвакуация). Дети, которые приехали из ЛНР, вернулись «в свои учреждения в полном составе», а детей из ДНР перевели либо в российские учреждения, либо передали в приемные семьи. В документе говорится, что с апреля по октябрь в российские семьи устроили 380 сирот из обеих республик.
«Информация о тысячах усыновленных детей недостоверна», — сказано в бюллетене. Там также указано, что «Российская Федерация не имеет программы усыновления детей из зон СВО». В начале марта Львова-Белова отмечала, что детей отдают под опеку, так как в случае усыновления ребенка нельзя будет вернуть родственникам.
Кроме того, в бюллетене сообщается, что в ноябре 2022 года в Крым вывезли 52 ребенка из Алешкинского дома-интерната в Херсонской области, который оказался в «непосредственной близости от линии фронта». Восемь из них остаются в Крыму, а остальных перевезли в социальное учреждение в Скадовске Херсонской области.
17 марта Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест Львовой-Беловой, которую вместе с президентом России Владимиром Путиным подозревают в «незаконной депортации» детей с «оккупированных территорий» Украины в Россию в период с 24 февраля 2022 года. Львова-Белова заявила, что таким решением международное сообщество оценило «помощь детям нашей страны, что Россия не оставляет их в зоне военных действий». Кремль назвал выдачу ордера на арест президента и омбудсмена ничтожной, так как Москва не признает юрисдикцию МУС.