История, как известно, – дама весьма ироничная. Когда 22 января 1969 года лейтенант Виктор Ильин покушался на Леонида Ильича Брежнева, а по факту обстрелял космонавтов, то многие обратили внимание, что В. Ильин – известный псевдоним Владимира Ильича Ульянова-Ленина. И появился анекдот:
«— Чем занимается КГБ после покушения лейтенанта Ильина у Боровицких ворот?
— Розыском его младшего брата Владимира.
— Почему?
— Потому что, узнав о поступке старшего брата, он, по оперативным сведениям, сказал: «Мы пойдём другим путём!»
А сейчас та же мамаша история решила точно так же постмодернистски поиграться с другими историческими фамилиями покушавшихся и их жертв. Как известно, 5 февраля (24 января старого стиля) 1878 года революционерка Вера Засулич стреляла в генерал-адъютанта Фёдора Трепова, ранила его, но была оправдана судом присяжных, которые были возмущены предыдущим поступком генерала — поркой студента-политзаключённого.
Покушение Засулич. Кадр из учебного диафильма для советских школьников
Наверное, не надо объяснять, что Вера Засулич в этой коллизии представляла революцию и даже её наиболее передовое учение — марксизм (хотя он и не очень одобряет подобные покушения), а генерал Трепов традиционно считался воплощённым царским держимордой, олицетворением реакции. Что же тут удивительного, что именем Засулич потом назывались улицы в СССР и её памяти оказывался всяческий почёт? И вообще она вошла в историю...
Но прошло столетие, и история покатилась, увы, в обратную сторону. Имя Засулич, как и других революционеров, стали стирать с карт городов, на Украине оно официально внесено в список лиц, подлежащих декоммунизации, даром что она стреляла в царского сатрапа, а Октябрь 1917 года не приняла. Неважно! Торжествует реакция. И вот, пожалуйста: теперь за организацию покушения арестована некая... Трепова. И если Засулич стреляла от имени революции, то Трепова, наоборот, покушалась от имени декоммунизации.
Дарья Трепова. Нет, это точно не Засулич, которая, по воспоминаниям современников, от бедности порой ходила по городу босиком (не имея средств для покупки обуви)
Правда, на кого она покушалась? Человека, который погиб, как считается, от её руки, воплощением революции никак не назовёшь. Разве что по выбранному им псевдониму Владлен, то есть «Владимир Ленин». Но этого всё же явно маловато...
Однако ведь и реакционные террористы-черносотенцы начала ХХ века (а были и такие) покушались на самых разных людей, и совсем не обязательно это были революционеры. Покушались на либералов-кадетов Иоллоса и Герценштейна (и убили их). Покушались даже (неудачно) на премьер-министра Витте... Вот только помнит ли кто-то их имена? Если убитых кадетов Иоллоса и Герценштейна, их жертв, ещё кто-то и способен вспомнить, то имена покушавшихся не припомнит сходу, скорее всего, даже историк той эпохи. Вот так же, полагаю, будет и теперь. Вспомнят ли спустя сто лет жертву Треповой — не уверен, но саму террористку, убеждён, не припомнит абсолютно никто. История ценит и помнит тех, кто толкал её колесо вперёд, тех же, кто ставил в него палки, она просто давит.
Впрочем, если 4 апреля 2123 года сам интернет и этот пост в нём ещё будут существовать, хотя бы в виде исторического архива, к этому вопросу можно будет вернуться... :)