Сегодня мы не боимся ни китов, ни моржей. Хотя они довольно редко предстают перед глазами вживую, но не кажутся нам чем-то диковинным или ужасным. Но в представлении человека Средних веков или эпохи Возрождения морские чудовища на европейских картах казались воплощением реальной угрозы.
Нередко морские чудища, появляющиеся на средневековых картах, представляют собой гибридов, наделенных чертами как рыб, так и сухопутных животных: например, морская собака, морской лев и морская свинья. Происхождением своим многие из них обязаны бытовавшей в тот период и восходящей ко временам Античности теории, что каждому живому существу на суше найдется соответствующее и в морской стихии.
Существа на картах играют двоякую роль. Во-первых, они могут служить графическим воплощением литературных легенд, предупреждая мореплавателей о возможных опасностях и указывая на географию неведомого. Во-вторых, выступают в качестве декоративного элемента, одушевляют картину мира, подчеркивая, что, несмотря на опасности, которые таит в себе океан, он полон жизни, как и весь мир с его многообразием живых существ.
Впрочем, на большинстве средневековых карт изображения морских чудовищ отсутствуют. Подобный декоративный элемент не был обязательным, и если заказчик не оплачивал чудищ, то он их и не получал.
Изменение технологии изготовления карт при переходе к печатному производству в конце XV века повлияло и на причины, побуждавшие картографов изображать на картах морских монстров. Для автора как рукописных, так и печатных карт изображение чудовищ было способом блеснуть мастерством и эрудицией. Но если в отношении рукописных такие изображения (насколько мы знаем) обычно оговаривались в контракте, то для печатных являлись чисто декоративным средством привлечения покупателя и роста продаж.
Кракен и семь хоббитов: реальные прототипы героев легенд
Внимание, опасность: море в «клеточку». Почему от купания в этом месте лучше воздержаться