Случилось это под Старой Русой в 43-м году. Тогда немецкие зенитчики и мессершмитты заметно проредили и рассеяли строй советских штурмовиков, которые летели бомбить их артиллерийские позиции, и так получилось, что до цели долетел всего один советский самолёт. За штурвалом находился Талгат Бегельдинов, на тот момент молодой и неопытный лётчик. Сбросив бомбы и, оставляя позади разрывы зенитных пушек, он вдруг увидел прямо перед носом самолёта светящуюся пулемётную очередь, а потом ещё одну. Пилот повернул голову – в крутом вираже на него заходил мессершмитт.
Скорость, который мог развить советский самолёт ИЛ-2, даже по характеристикам была значительно меньше немецкого истребителя: максимум 360 км/ч, против 550-ти. Этим-то и пользовались немцы. При одиночном столкновении данных машин в небе, шансов у советских пилотов остаться в живых, а тем более победить в воздушном бою не было практически никаких. Но, у штурмовика было одно значительное преимущество не только перед немецкими, а даже перед всеми самолётами того времени: ИЛ-2 значительно превосходили их по огневой мощи. Зная это, немцы старались уходить от прямых атак лоб в лоб, и, заходя сзади или сверху, или снизу, или сбоку, сбивали советские машины. Тем более, теперь за штурвалом мессершмитта был настоящий ас, и он не допустил бы таких ошибок, но его сгубило именно преимущество в скорости.
Кстати, вот не плохая игра по управлению штурмовиком ИЛ-2 - Крылатые хищники для PlayStation 3.
Действовал немец нахально и дерзко. В первой атаке он проскочил мимо, но уже скоро вновь появился на хвосте «ИЛьюшина». Талгат ушёл вниз и в бок, а мессер, послав очередь, снова пролетел мимо. Талгата в этот момент трясло от страха. Хотя, как ни странно, боялся он не за себя, а за то, что оторвался от своей группы и его будут потом ругать. Немец же виражировал и маневрировал вокруг своей жертвы, находясь постоянно в мёртвой зоне и в недосягаемости пулемётов, пушек и реактивных снарядов штурмовика. И вдруг, как часто бывает, когда жертву загоняют в угол, чувство безысходности у Бегельдинова сменилось злостью.
- Почему я бегу? Почему сам не атакую? – пронеслось в голове. И как только он так подумал, план действий сразу же возник сам собою. Как только немец вновь зашёл в хвост ИЛ-2, Талгат резко послал свой самолёт вверх, а потом, так же бросил машину в пике. Немец, видно, что профессионал, не отстал, и чётко следовал сзади, ловя штурмовик в прицел. Но, дальше, Бегельдинов, выровняв машину, вдруг резко ушёл в бок и сбросил свою не так уж и большую скорость. И тут немец попался!
Он, не уловив этого манёвра, пролетел и на миг оказался впереди Ила, подставив себя точно в прицел советского лётчика. Талгат этот момент уже не мог упустить. Он нажал на гашетку, и штурмовик обрушил всю свою мощь на мессершмитт. Цепочка отделившихся от «ИЛа» красных шаров - реактивных снарядов, протянулась к самолёту противника, раздался взрыв, и истребитель быстро, завалившись на крыло, пошёл к земле.
Конечно, многим советским лётчикам приписывают дуэль с немецкими асами, и чуть ли не у каждого в биографии есть такие победы, но именно этот бой был зафиксирован наземными войсками. Немец выпрыгнул с парашютом и попал в плен к советским артиллеристам. Это был пилот, который воевал ещё в Испанскую войну, прошёл Францию, сражался на Балканах, а на его счету было более 200 сбитых самолётов. Капитан фон Дитрих – это имя написано в воспоминаниях Бегельдинова «Илы атакуют», но мне оно ничего не говорит. Может знатоки авиации, что-нибудь скажут по этому поводу в комментариях.
Самое интересное было потом. Талгат Бегельдинов, когда сбил мессершмитт, опять испугался, что его будут ругать (ведь приказа на атаку противника в воздухе не было) и, приземлившись, ничего не сказал своему командиру, а лишь что-то невнятное пробормотал себе под нос. Командир отнёс это на шок молодого пилота, ведь в этот день авиаполк потерял много боевых машин, и, то, что Талгат вернулся обратно живой, уже обрадовало сослуживцев. Но, на утро Бегельдинова вызвали в штаб дивизии.
Там обрадованный комдив Николай Каманин, кстати, Герой Советского Союза и участник знаменитого спасения пассажиров парохода «Челюскин», сообщил лётчику о том, кого он сбил, и то, что Бегельдинов якобы придумал новую тактику ведения воздушных боёв на «ИЛах».
В то время и конструкторы, и командиры ВВС Красной Армии ограничивали тактику ИЛ-2 исключительно штурмовочно-разведывательными задачами, а в отношении с вражескими истребителями, их приравнивали к тяжелым бомбардировщикам, которые должны были уходить от атак на бреющем полёте. А тут молодой пилот, вдруг, пренебрёг этими правилами, вступил в бой с мессершмиттом, и сбил, да не абы кого, а целого немецкого аса. Ну, Талгат уж не стал говорить командиру, что сделал он это с испуга.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные истории из жизни наших героев.