В 1982 году в крупнейшем городе мира, расположенном в зоне многолетней мерзлоты, был реализован проект, в котором в очередной раз отразились талант и смекалка отечественных инженеров.
За реализацией проекта наблюдал практически весь город, ведь на глазах жителей метр за метром вырастала самая высокая конструкция, которую когда-либо строили на вечномерзлых грунтах. К тому же в рамках кампании впервые в истории СССР при вертолетном монтаже применили новую технологию.
Уникальная в своем роде – Якутская телебашня
В одной из наших публикаций мы рассказывали о самых высоких башнях России. Несомненным лидером с 1967 года остается объект в Останкино — 540 м. Второе место занимает аналогичное сооружение в Санкт-Петербурге — 326 м. Остальные телевизионные башни и радиомачты страны не превышают трех сотен метров — 18 таких конструкций преодолели рубеж 200 м.
Якутская телебашня (241,7 м с учетом антенны) в общем рейтинге занимает седьмую строчку, однако на территории Сибири и Дальнего Востока она является бесспорным №1. Самым же высоким сооружением (с учетом всех строений) в Восточной России остается труба Березовской ГРЭС в Шарыпово (Красноярский край) — 370 м (о ней по ссылке в конце статьи).
В суровых погодных условиях
Перед возведением объекта в Республике Саха (Якутия) советские инженеры в начале 1980-х проделали большую работу, дабы просчитать все до мелочей. К реализации приступили с сооружения мощного свайного фундамента, способного выдержать 500-тонную конструкцию, состоящую в свою очередь из 31 секции.
С самого начала строители столкнулись с суровой якутской зимой — когда температура опускалась ниже 40 градусов, работы приходилось останавливать, так как технику при таких показателях нельзя было использовать.
Сначала на площадке поочередно задействовали подвесные краны (грузоподъемностью 2,5 и 12 тонн соответственно), но после того, как вышка выросла на 18 секций, поступило предложение применить в качестве альтернативы вертолетный монтаж, что, как заявлялось, не только ускорит процесс, но и удешевит проект. Правда, такое решение потребовало переработки части документации.
Вертолетный монтаж – один из самых сложных и зрелищных видов авиационных работ
В СССР воздушные суда при строительстве различных объектов стали активно задействовать с 1960-х. В частности, тогда впервые при возведении моста (через реку Ловать) применили вертолет Ми-6, установивший в свое время 16 мировых авиационных рекордов, связанных в первую очередь с подъемом грузов и скоростью. Со временем их все чаще стали использовать при монтаже опор.
Тогда же на Ростовском вертолетном заводе начали собирать Ми-10. Конструкторы постепенно создали несколько модифицированных его вариантов, включая Ми-10К («летающий кран»), предназначенный для выполнения строительно-монтажных работ. В 1981-м с его помощью возвели Харьковскую телебашню высотой 240,7 м. Воздушное судно вступило в дело на отметке 158 м и успешно справилось с поставленной задачей за десять дней.
Г. Е. Гофштейн, В. Г. Ким, В. Н. Нищев, А. Д. Соколова. Монтаж металлических и железобетонных конструкций. — М., 2000. — С. 441:
«Монтаж с применением вертолета существенно отличается от кранового монтажа ввиду специфики вертолета как грузоподъемного механизма, а также определенным лимитом времени зависания вертолета (установка блока) в пределах 10-15 минут из-за предельных психологических нагрузок, в результате чего пилот во время установки конструкции быстро устает (если первые 10 минут не удается установить блок в проектное положение, рекомендуется уходить на полет по кругу, при этом управление осуществляет второй пилот, а после отдыха продолжается монтаж)».
Ювелирная работа
Второй раз в советской практике подобную технологию при возведении таких объектов применили уже на следующий год как раз во время строительства сооружения в Якутске. «Летающий кран» приступил к работам на высоте 138 м. Причем в этот раз впервые была опробована новая технология, когда монтаж производился с выносной (подвесной) кабины, располагавшейся прямо под кабиной пилота.
Сами секции собирали на местном ипподроме. Непосредственно на башне их принимали монтажники верхолазы, действия которых по радиосвязи с разных сторон с земли контролировали геодезисты. Команда во главе с Николаем Николаевичем Бабинцевым по сути выполняла ювелирную работу, ведь необходимо было сделать все с точностью до миллиметров.
Несмотря на ряд трудностей (включая погоду) и потенциальные риски (работы велись в центре города над густонаселенным районом), все было сделано в срок. Успешное завершение кампании, как отмечалось в репортаже того времени, стало результатом опыта и мастерства.
Монтаж 13-ти секций и антенны при помощи вертолета занял пять дней. При использовании крана на это ушло бы порядка трех месяцев и пришлось, как подсчитали, потратить бы на 230 тыс. руб. больше. В эксплуатацию телевышку сдали в октябре 1982-го. Благодаря появлению этого объекта, жители Якутии смогли смотреть теперь три телепрограммы, улучшилось и качество картинки.
Самая яркая достопримечательность Якутска
Сегодня красно-белая решетчатая металлическая конструкция, помимо своего прямого назначения (теле- и радиосигнал с башни охватывает свыше 300 тыс. человек в 32 населенных пунктах), является и одним из главных украшений Якутска.
Новая страница ее истории была открыта в марте 2018-го — у башни появилась архитектурно-художественная подсветка. Теперь она во всех смыслах является самой яркой достопримечательностью столицы республики.
В статье использованы изображения с сайтов yakutiatower.ru (с разрешения правообладателя) и pastvu.com