Как бы ни было трудно в начале 50-х, а всё же настроение в целом было бодрое - пресса неуклонно сообщала о восстановленных заводах, о новых стройках пятилетки, о растущих урожаях и достижениях советской культуры. И самую активную роль играли в этом возрождении страны женщины.
По сравнению с 1929 годом количество женщин-служащих увеличилось в 6 раз - не только потому что мужчин гораздо меньше, но и потому что растет количество рабочих мест, и спрос на труд тоже растёт. Больше женщин получает высшее образование. Больше становится ясель.
Более 380 тысяч женщин работают инженерами и техниками - и только за 1950 - 51 год их количество увеличилось на 50 тысяч. Заводам нужны квалифицированные технические кадры! 280 женщин избраны делегатами Верховного Совета СССР.
Понемногу, шаг за шагом, становится меньше товарный дефицит. А женщины хотят быть не только отличными работницами, но и просто красавицами, им хочется нравится себе, выглядеть дома и в конторе, в театре и клубе, на танцах и на лекциях одетой аккуратно и красиво.
В нескольких номерах журнала "Работница" 1951 года редакция размещает странички с моделями на все случаи жизни.
Во 2 номере "Работницы" - модели, разработанные Экспериментальными мастерскими Центрального Универмага Главунивермага Министерства торговли СССР.
1. Вверху справа - модель из тонкой шерсти или шелка. Лиф гладкий, рукав втачной, спереди на лифе складки шириною в 1 см. Юбка книзу расклешена, на боках также складки.
2. Слева - платье вечернее из шелка, открытое, с отдельным жакетом-фигаро. Платье и жакет вышиты крупным бисером.
3. Внизу слева - платье из шерсти. Двубортный лиф имеет небольшие подрезики. Боковая часть лифа в мелких складочках, заканчивается клапанами. Юбка из-под клапанов расклешена.
4. Справа - платье из ткани "панама" (вискозного шёлка).
Признаться, я, как человек не шьющий, не очень поняла описание юбки:
Юбка застрочена мелкими складочками с лицевой и обратной стороны: одна складочка заворачивается с лицевой стороны, другая - с изнанки, третья - опять с лицевой и т.д. Юбка книзу немного расширена.
Жакет в талии прилегающий, открытый. Жилетка из органди, украшенная отстающими лепестками, или из другой тонкой ткани.
В 50-е годы платье - основа гардероба. Юбки, как мы увидим, встречаются гораздо реже - одна модель из четырёх.
Ещё одна подборка моделей от Экспериментальных мастерских Центрального Универмага:
1. Вверху слева - платье из шелка, лиф гладкий, застежка на пуговицах. Втачной короткий рукав. Юбка ниже бедер отрезная, заложена в складки. Узкий пояс завязывается сбоку.
2.Слева внизу домашнее платье из пёстрого вискозного шёлка или вискозы, расклешенное, отрезное в талии от боков к спинке. Перёд целый. На лифе отвороты отделаны аппликацией из вискозного белого шелка, карманы с такой же отделкой.
3. Платье из пёстрого вискозного шёлка, лиф с цельнокроеным рукавом. Воротник мягкий, выкроен вместе с лифом отделан косой полоской из белого жоржета или другой тонкой ткани. Юбка расклёшена.
4. Блузка из красного вискозного шёлка, с отворотами. Рукав втачной.
Юбка из вискозного эпонжа в клетку, заложена в складки.
Следующая подборка - модели Ателье № 38 Треста "Мосиндодежда" Московского городского управления лёгкой промышленности. Чудесные выходные платья разработал модельер А. Помичева.
1. Платье слева - из ткани "панама", отрезное по талии. Лиф покроя кимоно, линия ворота сзади заканчивается стойкой. По середине переда лифа шов. Юбка четырехшовная, книзу немного расклёшена. Лиф отделан ручной вышивкой крестом (вышивается белой шерстью).
2. Комбинированный костюм из тонкой шерсти. Жакет, прилегающий к талии, с передними боковыми с передними боковыми вытачками, застроченными донизу. Полы жакета овальной формы; по линии вытачек расположены карманы, тоже овальной формы. Вверху они заложены рельефными маленькими складочками. Юбка прямая, трёхшовная, спереди швы заканчиваются маленькими разрезами овальной формы. К этой юбке делается ещё жакет-фигаро. К костюму шьется кофточка покроя кимоно, перед кофточки от плеча до пояса плиссированный.
3. Платье из ткани "панама", отрезное по талии. В боковые швы лифа вшивается широкий пояс, который спереди перекрещивается, сзади концы пояса заделаны круглой пряжкой. Юбка прямая, книзу немного расклёшена. Платье отделано мережкой.
4. Платье из вискозного крепсатина, отрезное по талии. От плеча и по линии разреза наложена деталь на блестящую сторону ткани, отделанная машинной вышивкой "под гипюр". Такой же вышивкой отделаны манжеты. Пояс завязывается спереди. Юбка семишовная, расклёшена книзу.
Министерство лёгкой промышленности СССР (Главлегсбыт) предлагает женщинам изделия из трикотажа, выпускаемые ателье в Ленинграде и Ульяновске.
Увы, в этом случае журнал никак не комментирует модели...
Конечно, нарядно одеть детей не менее важно, чем мам! Ведь так дети приучаются к аккуратности, у них воспитывается вкус. Для детей - разработки Общесоюзного дома моделей (под редакцией художественного руководителя Анны Бланк):
1. Для девочки школьного возраста - шерстяное платье с отсылкой к платьям-матроскам. Большой отложной воротник, кокетка, вышитые якоря. Скромно, красиво.
2. Шерстяное плате для девочки 4 - 7 лет. Контрастная кокетка отделана вышивкой.
3. Практически единственный фасон дошкольного детского платья - "колокольчик", на этот раз модель из шелка - праздничная. Сборки с обеих сторон стягиваются шнурком.
4. Костюм для мальчика дошкольного или младшего школьного возраста 5 - 8 лет. Костюм делается из полульняной или шерстяной ткани. Отделка - вышивка по мотивам народной одежды Украины.
5. Костюмчики для детей дошкольного возраста 4-7 лет разработаны по мотивам русской народной одежды. Шьются из полульняного полотна или хлопчатобумажной ткани. Отделаны тканью другого цвета и вышивкой.
Вышивка очень популярна, это один из любимых способов досуга, в эти годы вышивают очень многие. Порой в журнале печатаются образцы вышивок:
Мода первого послевоенного десятилетия - больше, чем просто красивые идеи модельеров. Это мода надежды, жажды жизни, радости труда и отдыха. Мода мирных дней...
С культурологическим приветом - Ваша Умная Эльза!
Статьи, близкие по тематике и времени: