Птичьи косточки, бусины и кристаллы, мощи святых и камешки с Голгофы, искусно “вплетённые” в причудливую цветочную композицию, отсылающую к библейским сюжетам... Пожалуй, так можно описать эти удивительные алтари, именуемые также “запертыми садами”.
В 1999 году 7 створчатых алтарей из бельгийского города Мехелен были торжественно переданы в городской художественный музей и стали самым настоящим открытием для широкой публики. До этого момента алтари долгие годы и даже века находились в стенах монастыря-госпиталя Девы Марии, тщательно оберегаемые монахинями в том числе от посторонних глаз.
Давайте же рассмотрим эти удивительные предметы искусства чуть подробнее.
История создания алтарей
Складные (створчатые) алтари появились в Европе в XV-XVI вв. и стояли преимущественно в немецких и бельгийских (фламандских) церквях. Иногда такие алтари изготавливались и для домов зажиточных горожан.
В самом классическом виде алтарь представляет собой деревянный “короб” с двумя створками, на внутреннюю сторону которых нанесены изображения святых, сцены из Евангелия или портреты “донаторов” (заказчиков). В центре “короба” — небольшие фигурки Иисуса Христа, Богоматери и святых.
Мехеленские “запертые сады” были изготовлены в то же самое время, однако сильно отличались от обычных складных алтарей — в первую очередь своей декоративностью и тем, что содержали большое количество священных реликвий.
Первоначально считалось, что “запертые сады” изготавливались монахинями. Однако с большей вероятностью алтари были изготовлены ремесленниками на заказ и уже позднее отдавались монахиням в дар состоятельными горожанами.
Устройство алтаря и декоративные элементы
Так же, как и в классических створчатых алтарях, в “запертых садах” размещались фигуры Иисуса Христа, Богоматери и святых. Однако фигуры библейских персонажей хоть и занимают центральное место в композиции, но размером они сильно меньше, чем в классических алтарях.
В этом и заключено главное отличие мехеленских “садов”: образовавшиеся вокруг фигур пустоты заполнялись обилием искусственных цветов, всевозможными декоративными элементами, а также множеством небольших реликвий и артефактов. При этом реликвии не просто пришиты к поверхности алтаря, а декоративно обыграны, увязаны в единую красочную композицию.
Цветы, занимающие основную часть пространства, изготавливались из шёлковых и посеребрённых нитей, обмотанных вокруг проволочного каркаса, а также из полосок пергамента или обычной бумаги.
Остальной декор изготавливался из доступных материалов. В ход шли бусины, разноцветные кристаллы, кусочки ткани (парчи) и глины, а также значки из кожи, воска и металла. Иногда использовались драгоценные материалы: золото и серебро. Словом, задействовалось всё, на что только хватало фантазии!
На каждый такой алтарь в итоге могло уйти до 400 различных элементов!
Почему же сады запертые?
Если присмотреться, на переднем плане некоторых из алтарей можно увидеть небольшую калитку и ограду.
Этот образ отсылает нас к цитате из Ветхого Завета:
«Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник». Песнь Песней (4:12)
Образ запертого (закрытого) сада был широко распространён в средневековой Европе и символизировал непорочность Девы Марии. Именно поэтому на некоторых средневековых иконах Дева Мария изображена в огороженном саду в окружении ангелов.
Удивительные реликвии
Наиболее важная часть алтаря — это священные реликвии, “вшитые” в пышную “растительность” искусственного сада.
Чаще всего встречаются привычные всем нам реликвии вроде мощей святых, а также различные предметы со Святой Земли, например, камешки с Голгофского холма.
Однако есть в алтарях и довольно необычные артефакты. Например, в одном из алтарей можно найти кусочек каменной колонны, к которой был привязан Иисус Христос во время бичевания.
Ещё один интересный артефакт — кусочек хрусталя, символизирующий лёд, замёрзший в ночь Рождества Христова. Или, например, небольшая птичья косточка, оставшаяся от петуха, который прокричал в ту ночь, когда апостол Пётр отрёкся от Иисуса Христа.
Отдельного внимания заслуживают так называемые “агнцы Божьи”. Они представляют собой небольшие печати с изображением агнца - символа Иисуса Христа.
Их изготавливали из огарков, оставшихся от пасхальных свечей. Расплавленный воск смешивали с елеем и святой водой, а иногда и с перемолотыми костными остатками или пылью из римских катакомб, где прятались первые христиане.
Также интересны значки, изготавливавшиеся из металла, свинца или олова, реже — из драгоценных металлов.
Таким образом, алтари представляли собой не только объекты поклонения, содержащие образы святых и их мощи, но и высокодекоративные панно, изобилующие поистине творческими решениями.
Также важно и то, что алтари запечатлевали, по сути, историю христианства в символической форме, что представляет ценный материал как для историков, так и для культурологов и искусствоведов.
На фото ниже — несколько садов из художественного музея г. Мехелен.