Найти тему

Каков промысел Божий об исламе и христианстве?

"Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим..." (Иер. 1:12)

Сегодня поразмышляем о духовных тайнах и углубимся в осмысление промысла Божьего о двух религиях – христианстве и исламе. Являются ли они обе истинными? Если да, то как разрешить многие противоречия между ними – есть ли они или всё намного интереснее и глубже у Бога? И зачем Бог вообще создал их, и какую роль в перспективе будущей жизни они играют? Мы попытаемся в Духе Божьем разобраться в этих вопросах и дать чёткое, обоснованное священными Писаниями изложение того, как мужу совершенному во Христе (Еф. 4:13) следует обо всём этом мыслить.

Начнём изложение с Вершины всего, Начальника жизни и смерти, Господа миров, Владыки вселенной – Бога нашего, которому единому слава, честь и хвала во веки веков, аминь. Он (единый бессмертный), будучи Создателем неба и земли и обитая в неприступном свете (1 Тим. 6:16), бесконечно выше этого мира и неподвластен никаким законам или порядкам бытия (Коран, 23:116) — так что ни одно творение, какие бы умственные или физические усилия оно не прилагало, не может узнать или постичь своего Творца. Только Сам Творец открывается тем, кому пожелает и только в определённой мере, кому как полезно и кто как вмещает (Мф. 19:11).

Разумные конечно понимают, что все мы (мусульмане и христиане) верим в одного-единственного Того Самого Бога-Создателя, который бесконечно выше этого мира и непостижим для творений. И если ни одно создание не может опередить Бога в постижении Его, то очевидным для нас становится факт того, что каждое их этих созданий на пути к Богу занимает определённую степень (Коран, 6:165), или ступень лестницы, как это было показано патриарху Иакову в видении (см.: Быт. 28:12). При этом высоту положения ступени и меру тайн определяет Сам Бог, единый Раздаятель даров.

Лестница Иакова, возводящая людей на небеса
Лестница Иакова, возводящая людей на небеса

Именно такой процесс разного вовлечения в сокровенные тайны Божьи произошёл и в созданных Богом христианстве и исламе. Младенцы во Христе, люди плотские, любящие споры и разногласия (1 Кор. 3:3), которые не способны ещё воспарять на духовные высоты и видеть тайны Божьего промысла о мире, часто говорят так: ну что вы, какое ещё единое Богопочитание? Мы верим в Троицу, а они верят в Аллаха; мы верим, что Иисус - Бог, а они Его считают лишь пророком. И с другой стороны раздаётся такой же невежественный крик: Бог только один, а не три; как человек может быть Богом?!

Первым мы отвечаем так: послушай, разве Троица, в которую ты веришь, не есть в то же время и Единый Бог (на арабском Аллах)? Разве Библия, которой ты так хвалишься, не называет Иисуса ещё и пророком (Мф. 21:11; Лк. 24:19; Ин. 4:44; Ин. 7:40; Деян. 7:37)? Вторым же, как ещё большим духовным младенцам, отвечаем так: Бог, на которого ты смотришь как бы издалека и видишь Единым (что действительно так!) Сам в Себе является троичным, но Он не открыл тебе этого, чтобы ты (привыкший пока есть духовное молоко, а не твёрдую пищу) не сошёл с ума от такой премудрости; а с человеческой природой Христа не пытайся никого оклеветать, потому что никто из разумных не будет настолько глуп, чтобы не отличить смертную материальную плоть от божественной сущности (Числ. 23:19, Рим. 1:23). Почитают Иисуса Богом не из-за Его человеческой плоти, а из-за сокровенной божественной сущности, которая в тайне и которая тебе (опять же как духовному младенцу) просто не открыта Небесным Отцом (Мф. 16:17).

Степень сына и степень раба

Мы не зря сейчас назвали Бога Небесным Отцом. На самом деле, разгадка абсолютно всех разногласий и так называемых противоречий между христианством и исламом кроется в особенности именования Бога, или степени взаимоотношения с Ним. Люди спорят и ненавидят друг друга на почве духовной слепоты и непонимания замыслов Божьих, а ведь им надо просто, отложив всякую злобу и облекшись в Христову любовь, честно и непредвзято изучить Писания. А там уже в пророческой 17 главе книги Бытия описывается беседа Бога с возлюбленным другом Его (Ис. 41:8) – Авраамом. Бог там говорит об участи двух сынов Авраама, один из которых (Исаак) стал образом сыноположения через завет крови Единородного (см.: Быт. 22:2, Лк. 22:20), а другой (Измаил) – образом духовного рабства в отношениях с Богом, поскольку был рождён от рабыни Агарь.

Оба они являются сынами Авраама, то есть достойными спасения (Лк. 19:9), но степень духовного служения у них различна, – вот ключ к пониманию "разногласий" в вере двух богооткровенных религий. Действительно, на страницах Писания неоднократно Господь проводит черту между особо приближёнными к Богу и стоящими как бы вдалеке: например, Христос говорит некоторым своим ученикам так: "...вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано..." (Мф. 13:11) А в другом месте ещё явственнее очерчивает границу между Своими рабами и Своими друзьями: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ин. 15:15).

В Ветхом же Завете образом особой близости к Богу служило колено Левиино и Аароново священство. Бог говорит: "...отдели левитов от сынов Израилевых, чтобы левиты были Моими" (Чис. 8:14) и ещё: "Никто посторонний не должен есть святыни" (Лев. 22:10). Удивит ли вас тот факт, что именно христиане называются потом "родом избранным, царственным священством, народ святым" (1 Пет. 2:9), то есть особо приближёнными к Богу?

Итак, "раб не знает, что делает господин его", а вот сын знает, ведь он находится в доме отца и постоянно видит его, узнаёт его, тесно общается с ним. А вот раб может только смотреть издалека, и он понятия не имеет, каков его господин в глубине своей, не созерцает его постоянно и не проникает почти ни в какие его тайны. Однако отец и господин – это одна личность, но взаимоотношения разные. Здесь премудрость и разуметь это надобно духовно.

Зачем же нужны две религии?

Вы спросите: если есть христианство, которое имеет совершенное учение и совершенную степень во взаимоотношениях с Отцом, то зачем нужен ислам, в котором нет такой глубины богословия и сыновнего положения перед Богом?

Люди разумные и духовно глубоко мыслящие найдут в создании и распространении ислама руку Божью и Его Премудрость. В другом месте мы уже говорили, что Коран – это такой духовный богословский букварь, идеальное лекарство против зачатков ересей. Всем ведь известно, что без знаний простых и элементарных основ Богопознания (букваря) невозможно постичь высокие области духовного мира. К сожалению, как в прежние, так и в нынешние времена люди перепрыгивают букварь и пускаются в опасное для них плавание в бескрайний океан богословия, где и терпят кораблекрушение в вере (1 Тим. 1:19), впадая в различные богословские и христологические ереси. Да и "умудряются" они пересекать этот океан не только без знаний букваря, но и с нехилым грузом страстей и грехов, что делает их путешествие ещё более опасным и безрассудным, как говорит преподобный Иоанн Лествичник:

Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть. (Лествица, слово 27)

Ислам, следовательно, должен научить духовных младенцев начаткам знаний о Боге и нравственности, чтобы они хорошо подготовились к принятию совершенного пути – христианства, при этом (что очень важно!) без примесей пагубных ересей! И согласитесь, уж лучше всю жизнь провести в блаженном неведении (без клеветы на Бога), чем в ереси, то есть во лжи, возводимой на Бога. Как ещё в одном месте Евангелия говорит Христос:

...Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. (Лк. 12:47-48)

Задумаемся ещё, почему дарование Корана произошло именно в 7 веке? Нельзя просто придумать времени лучше, чем это! Христиане в то время, забыв о заповеданной Христом взаимной любви, нещадно враждовали друг с другом и запросто перекидывались анафемами. Но мало того! Помимо внутренних, были ещё и внешние проблемы. Христиане, сосредоточив всю полезную энергию на ненависти к ближним, совсем забыли о "дальних" – язычниках, которых надо было, по слову Христа, обращать к свету Богопознания. Эти язычники, по какой-то тайной духовной обиде на "просветителей" за их бездействие, пытались своими варварскими методами (они только так умеют!) при помощи мечей и копий обратить взгляды христолюбивых на себя. Но всё тщетно. Поэтому нужна была какая-то внешняя сила, которая не только смирила бы язычников, но и дала бы им пригодную для их недалёкого ума пищу в виде простого богословия и строгой дисциплины.

И пусть никто нам не говорит, что рабам, хранящим веру в Единого Бога и соблюдающим Его заповеди, невозможно наследовать жизнь вечную, потому что Сам Христос говорит вопрошающему:

...Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди... не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя... если хочешь быть совершенным... приходи и следуй за Мною. (Мф. 19:17-18, 21)

Жизни вечной рабы, конечно, достигнут, но совершенными будут только сыны... Многие и вовсе не поймут тайн, изложенных здесь, но и не надо. Ибо как иначе сбудутся слова Писания: "Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако..., чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам..."? (Коран 5:48) Каждый пусть стоит на своей ступени (раб он или сын) и не восходит самовольно вверх, чтобы не упасть и не разбиться.

А Бог - Тот, кто возводит и низводит по степеням (Коран, 6:165). Ему, Премудрому и Святому, в Троице славимому Единому Царю царствующих и Господу господствующих, Отцу и Сыну и Святому Духу, вечная слава, честь и поклонение во веки веков, аминь!