Дорога на работу дольше 30 минут грозит человеку различными формами депрессии, выяснили ученые Кембриджского университета. Где-то вздохнули жители Москвы и Санкт-Петербурга, которые каждый день тратят на дорогу не менее часа. По мнению отечественных психологов, это негативно отражается на их состоянии и работоспособности. Но у работодателей есть способ помочь сотрудникам минимизировать риск стрессов и даже увеличить их продуктивность.
Петербуржцы в среднем тратят на дорогу до работы от 40–60 минут (по данным портала Superjob), а москвичи — от 1 часа (по данным сервиса «Яндекс.Аренда»). Это при хорошем раскладе: если общественный транспорт пришел вовремя, личный — не застрял в пробке. А зимой, когда вокруг гололед, или осенью в непогоду (что в Петербурге — частое явление) даже своевременное прибытие на рабочее место – не гарантия хорошего настроения и самочувствия. Если сотрудник замерз, промочил ноги, забрызгал одежду, вряд ли он с энтузиазмом приступит к рабочим обязанностям. Скорее, будет отогреваться, отпаивать себя кофе, сушить сырые вещи — то есть непродуктивно тратить оплачиваемые рабочие часы.
А для руководителя главный вопрос: сколько стоит действующий сотрудник и в полной ли мере он отрабатывает свою стоимость. Измерить это нетрудно — час работы стоит в среднем от 500 до 2500 рублей с налогами. Но это прямые потери, которые несет работодатель из-за опоздавшего или занятого нерабочими делами персонала. А ведь есть еще косвенные, гораздо более серьезные. Предположим, сотрудник замерз и заболел или поскользнулся, получил травму. Несколько дней, а то и недель отсутствия специалиста на рабочем месте могут привести к разным последствиям — вплоть до остановки производственного цикла или срыва важной сделки.
Есть решение: организация перевозки сотрудников — сбор людей в удобных для них точках с целью доставки к месту работы. Конечно, развозка персонала не спасет от недобросовестного выполнения обязанностей, но минимизировать риск опозданий и заболеваний, а значит, не допустить финансовых потерь, вполне способна. При грамотной организации услуги перевозки сотрудников открывают массу дополнительных возможностей — как для работодателей, так и для коллектива. Рассмотрим, что они могут дать и как эффективно их организовать.
Служебная развозка как гарантия безопасности
В служебном транспорте сотрудник оказывается на относительно безопасной территории работодателя. Для крупных промышленных и производственных предприятий, которые часто находятся за чертой города, перевозка сотрудников до места — не просто прихоть, а необходимость. Работники прибывают к началу рабочего дня, защищены от капризов погоды, могут не беспокоиться об обстановке на дорогах — а значит, никакие внешние стрессовые факторы не должны нарушить их сосредоточенность на работе. Так работодатель сохраняет свой человеческий и финансовый ресурс.
В пандемию 2020 года спрос на услуги перевозки сотрудников начал повышаться — многим компаниям было важно организовать безопасную доставку персонала на работу, ограничить поездки на общественном транспорте, где было больше шансов заразиться. Особенно — для специалистов 40+, которых в компаниях большинство и которые часто имеют высокую экспертную ценность. С каждым годом востребованность пассажирских перевозок сотрудников продолжает повышаться. В 2021 году такие запросы составляли 40% от всех наших заказов, а в 2022 году — почти 60%. И это обусловлено не только требованиями к безопасности, но и многими другими факторами. Остановимся на них подробнее.
Как перевозка сотрудников на работу экономит силы и производительность коллектива
В цикле восьми- или даже двенадцатичасовой смены сотруднику, особенно на производственных и промышленных предприятиях, для качественного выполнения обязанностей требуется сила (если это физический труд) и концентрация (если работать нужно, например, со сложным оборудованием или выполнять точные манипуляции на конвейере). Организуя таким специалистам корпоративную развозку, работодатель помогает им не потратить энергию в дороге, а сохранить ее для рабочих процессов.
В практику российских компаний забота о сотрудниках начала внедряться относительно недавно, а в международных она давно уже распространена. Особенно на предприятиях, связанных с созданием сложных аппаратов — в автомобилестроении, авиа-, ракетостроении, где каждый узел должен соответствовать определенным стандартам качества. Эти стандарты тщательно проверяются на всех этапах работ — от самой простой сборки до конструирования с применением сложных программных технологий. В таких компаниях понимают ценность человеческого ресурса и разрабатывают регламенты, в которых продуман и отрегулирован весь рабочий день сотрудника, включая дорогу от дома до работы и обратно.
Развозка персонала как способ укрепить культуру и профессионализм компании
Уже на пороге автобуса сотрудник понимает, что он на своей территории — в зоне комфорта, безопасности и важных для него информационных потоков. У иностранных компаний есть опыт продуктивного использования времени сотрудников в дороге. Они разрабатывают специальные программы, которые транслируются на мониторах в служебном транспорте и доносят команде нужную информацию: мотивационные и обучающие видео, текущие рабочие задачи, мини-тренинги для адаптации сотрудников или развития требуемых навыков, методики тайм-менеджмента для планирования рабочего дня и т.п. Исследователи Harvard Business School обнаружили, что моральная настройка коллектива на рабочий лад снижает негативное влияние от длительной поездки к рабочему месту, и международные корпорации успешно пользуются этим. А вот для российских компаний этот опыт пока еще относительно новый, тем не менее для развития этой практики имеются все предпосылки. Современные автобусы оснащаются инфоэкранами, на которых, по желанию руководителя бизнеса, можно транслировать любую полезную информацию для сотрудников — от мотивирующих до обучающих видео.
Как корпоративная развозка влияет на мотивацию и продуктивность персонала
Британские исследователи выяснили, что продуктивность работы сотрудников на 13% выше, когда они чувствуют себя счастливыми. Мы уже знаем: долгая дорога от дома до работы и обратно совсем этому не способствует. Наоборот, негативно отражается на психологическом состоянии людей — ухудшает настроение, ускоряет выгорание, повышает утомляемость. Люди во всем мире начинают ценить своё время и хотят проводить его в комфорте и с пользой.
Еще в 2017 году издание Harvard Business Review опубликовало результаты исследований, согласно которым более 500 американцев были готовы ради высокой зарплаты тратить на дорогу в 2 раза больше времени. С тех пор мало что изменилось — люди по-прежнему не осознают вреда длительного ежедневного «путешествия» к рабочему месту. Но это вполне может понимать работодатель — и использовать служебную развозку как один из способов чуть повысить уровень счастья и, как следствие, продуктивность работы коллектива. А также повысить конкурентоспособность компании на трудовом рынке. Соискатели охотнее выбирают работодателя, который создает для коллектива комфортные условия, включающие служебную развозку.
Корпоративный транспорт как часть новой реальности ESG в России
В ноябре 2021 года российское правительство приняло новую Транспортную стратегию, один из сценариев которой включает отказ от личного транспорта в пользу общественного для сокращения негативного воздействия на окружающую среду. В этой связи корпоративная перевозка сотрудников предприятия становится важной составляющей ESG-повестки (экологического, социального и корпоративного управления — показателей устойчивого развития), так как учитывает заботу и об экологии, и о людях, с которыми соприкасается компания. Следование этой стратегии — не просто очередной модный тренд, а фактор, который усиливает деловую репутацию и укрепляет позиции компании на рынке. В США и Европе «зеленая повестка» — давно уже норма для бизнес-среды. По данным исследования Boston Consulting Group, более 50% соискателей отказываются от работы, если их взгляды на защиту окружающей среды не совпадают с ценностями работодателя.
Постепенно эта практика внедряется и в России — мы отмечаем повышенный интерес со стороны компаний и к верификации инструментов устойчивого развития, и к рейтингам ESG. Например, Сбербанк одним из первых организовал перевозку сотрудников на работу на минивэнах, чтобы сократить выбросы в атмосферу и уменьшить негативное влияние личного транспорта на экологию Санкт-Петербурга. Для нас стало открытием, что примерно 3% наших заказов в 2022 году составили пассажирские перевозки, связанные с реализацией ESG-стратегии в компаниях. «Зеленая повестка» стремительно распространяется и в скором будущем коснется всех. И чем раньше компании начнут ее внедрять, тем проще им будет в дальнейшем продвигаться, развивать бренд, повышать конкурентоспособность и привлекать инвестиции.
Бюджет на служебную развозку. А что на это скажет финансовый директор?
Если у компании возникла необходимость в пассажирских перевозках сотрудников, варианта может быть два: купить собственный транспорт или заказать услугу у профессионалов. Обычно компании выбирают второй вариант, так как собственный автопарк предполагает много дополнительных расходов и забот: ставить транспортные средства на баланс, вести необходимый документооборот, проводить техосмотры, содержать в штате водителей. Естественно, цель бизнеса при выборе подрядчика — сэкономить. Но экономия в этом вопросе может обернуться еще большими расходами. Как же организовать перевозку сотрудников автобусами так, чтобы и в качестве не потерять, и не переплатить. Рассмотрим, на какие критерии обращать внимание при выборе подрядчика для организации перевозки сотрудников.
Возможность подстройки схемы перевозки сотрудников под пассажиропоток
Потоки пассажиров меняются в зависимости от сезона. Летом многие ездят на работу на личных авто, зимой — пересаживаются на служебный транспорт. В дачный сезон по пятницам и понедельникам предпочитают личный транспорт, а в середине недели пользуются служебной доставкой. Хорошо, когда у перевозчика есть возможность учитывать пассажиропотоки и менять сценарии — предлагать транспортные средства разной вместимости в зависимости от сезона, потребностей, ситуации, то есть гибко реагировать на сохранение денежных ресурсов собственника.
Контроль ситуации на дорогах
Диспетчерский контроль помогает минимизировать риск опоздания или неприбытия автобуса в место сбора сотрудников. Если у компании, которая занимается перевозкой сотрудников предприятия, есть диспетчерская служба, которая прогнозирует ситуацию — собственник может не беспокоиться о денежных потерях из-за остановки рабочих процессов. Логисты перевозчика просчитают, что нужно, чтобы доставить сотрудников на работу в четком соответствии со штатным расписанием, и предложат подходящие схемы. Например, зимой сдвинуть выезд на более раннее время из-за заснеженных дорог, выбрать менее загруженный в определенные часы маршрут, учесть погодные, дорожные, сезонные или иные условия для своевременного прибытия коллектива к рабочим местам.
Раннее прибытие или замена транспорта
От форс мажоров не застрахован никто. Если корпоративный транспорт попал в ДТП, пробку или задерживается по другим внешним причинам, то у владельца бизнеса должна быть альтернатива. Сотрудникам в любом случае необходимо быть на рабочих местах, а работодателю — выполнить обязательства по доставке персонала и не потерять его лояльность. Способов страхования от таких ситуаций два — раннее прибытие транспорта к месту отправления или резервный транспорт, который может выехать вместо опаздывающего. Например, у нас в регламенте на транспортную услугу включен подменный транспорт, который всегда есть в резерве. Такая страховка особенно необходима в часы пик — по утрам и вечерам, когда происходит массовый выезд на работу и обратно и на дорогах часто создаются аварийные или иные форс-мажорные ситуации.
Автоматизация развозки персонала
Владельцы бизнеса выбирают подрядчика в сфере услуг перевозки сотрудников по разным критериям. Малый бизнес часто ориентируется на цену, крупному важнее возможности перевозчика — собственный или арендованный у него транспорт, как подготовлены водители, какие технологии используются. Компании по заказным пассажирским перевозкам, обслуживающие крупные предприятия, стараются идти в ногу со временем — использовать современные средства автоматизации. Передовые транспортные компании, которые обслуживают крупные мероприятия, иностранные делегации и прочие события, предполагающие высокий уровень ответственности, используют особые системы обучения водителей — программы, которые автоматически рассчитывают траекторию пути и в конце дня подсвечивают водителю все нарушения, не дожидаясь штрафов. Водители в таких компаниях проходят регулярные медосмотры, их режим труда и отдыха в рабочее время определенным образом регулируется. Все это делается для максимальной безопасности пассажиров и страхования рисков собственника, который пользуется корпоративными перевозками. Эти особенности могут повышать стоимость на услуги перевозчика. И только собственник решает, готов ли он экономить и рисковать человеческим и финансовым ресурсом или платить за качество и безопасность.
Что такое перевозка сотрудников для современных предприятий — выгодное решение или необоснованные расходы? Зависит от разных факторов — производственной необходимости, обусловленной расположением или спецификой деятельности организации; политикой компании в отношении персонала; корпоративной культурой; участием в экологических инициативах и другими особенностями работы предприятия. Подобрать подходящую схему перевозки сотрудников автобусами можно для любой компании, но конечный выбор — использовать эту возможность и кому доверить организацию — остается за руководителями предприятия.
АВТОР: Дмитрий Петров
Генеральный директор компании «Интерсервис»