Самарский электробус застрял в аппаратной игре
Автор: Андрей Неретин
22 февраля директор МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ) Михаил ЕФРЕМОВ в своем ответе на редакционный запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» назвал условие, при котором электробус вернется в мкрн Южный город. По словам руководителя, транспорт возобновит свою работу только после установки зарядной станции и подключения к сетям ООО «Юг сети». Учредителем ресурсо-снабжающей организации является бенефициар Группы «Древо» Николай ЧУДАЕВ (на фото). Ответ Ефремова можно назвать отражением противоречий между бизнесменом и руководителем муниципального предприятия.
Директор МП «ТТУ» Михаил Ефремов рассказал об условиях возобновления работы электробуса по маршруту, соединяющему Самару с ее пригородом - мкрн Южный город, который расположен на территории Волжского р-на. В своем ответе на запрос ОАЕ «Хронограф» руководитель муниципального предприятия указал: «На маршруте №108 на текущий момент электробусы не работают. На балансе МП г.о. Самара «ТТУ» находится 1 электробус модели Е420 производства ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Респ. Беларусь». Регулярная работа электробуса на маршруте №108 начнется после проведения необходимых мероприятий по техническому присоединению к электросетям «Юг сети», монтажу и пусконаладке зарядных станций».
По данным ЕГРЮЛ, основным учредителем ООО «Юг сети» является бенефициар Группы «Древо» Николай Чудаев. Ему принадлежит в нем 95%. Владельцем 5% является Зинаида Чудаева. Ранее на сайте Группы «Древо» размещалась информация о том, что ООО «Юг сети» -это территориальная сетевая организация в сфере электроэнергетики. Она осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Следует отметить, что именно Николай Чудаев лоббировал внедрение электробуса для перевозки жителей мкрн Южный город. Данная информация была озвучена 30 сентября 2019 г. на встрече депутата Государственной думы РФ Александра Хинштейна с жителями микрорайона,
в которой принимал участие глава девелоперской компании. Персональный сайт депутата сообщил: «Николай Чудаев, отвечая на вопрос жительницы «Южного города» о введении новых маршрутов общественного транспорта, удивил еще одной приятной новостью. Он сообщил о том, что в конце ноября 2019 г. в экспериментальном режиме, по инициативе правительства Самарской обл., территорию Южного города и Самары будут соединять 5 электроаэробусов. Это - вид транспорта дорогой, но весьма современный и комфортный. Это будет муниципальный транспорт г. Самары. Если эксперимент удастся, а все именно на это надеются, аэробусы будут ходить между населенными пунктами Новокуйбышевск - «Южный город» - Самара постоянно» (орфография и синтаксис оригинала сохранены) (https://hinshtein.ru/ news/ izbiratelnyj- okrug/ yuzhnyj- gorod- bolezni- rosta- mikrorajona- uvidel- deputat- gd- aleksandr- hinshtejn- na- vstreche- s- ego- zhitelyami/).
Очевидно, что Николай Чудаев свою инициативу видел как мощный маркетинговый ход. Транспортная доступность заметно повышает привлекательность строящегося жилья. Особенно если транспорт современный, комфортабельный и обладает большой вместимостью. Впрочем, не все удалось реализовать так, как задумывалось. В реальности вместо 5 электробусов был приобретен всего один, и его эксплуатация началась несколько позднее.
14 февраля 2020 г. сайт проекта «Южный город» сообщил о том, что в микрорайон завезли зарядную станцию для электробуса: «11 февраля в мкрн Южный город привезли станцию для зарядки электробуса, который будет следовать по маршруту 108 от Губернского рынка до мкрн Южный город. Подключение станции запланировано на 12 февраля. Сам электробус поступит в парк Трамвайно-троллейбусного управления в ближайшее время. Обязанности перевозчика возложены на МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (https://southerncity.ru/ news/ v- mikrorajon- yuzhnyj- gorod- zavezli- stancziyu- dlya- elektrobusa/).
Станция зарядки для электробуса появилась в мкрн Южный город возле спорткомплекса на конечной остановке. На этой точке электробус восполнял электроэнергию и начинал движение по маршруту. Однако 1 мая 2021 г. электробус завершил свою работу. МП «ТТУ» обосновало это прекращением договорных отношений по эксплуатации транспортного средства. С тех пор электробус простаивает на территории муниципального предприятия по адресу: г.о. Самара, ул. Чкалова, 91. При этом зарядная станция была демонтирована.
На этом фоне неизбежно возникает вопрос о причинах, по которым зарядная станция была демонтирована. Если бы она оставалась на месте, то, по всей видимости, сегодня не было бы никаких технических препятствий для запуска электробуса.
Михаил Ефремов на уточняющий запрос назвал причины сноса зарядной станции в мкрн Южный город. «С 18 марта 2020 г. по 28 апреля 2021 г. проходила тестовая эксплуатация электробуса модели Е420 согласно заключенному договору. Данный электробус и зарядные станции находились в собственности ООО «АВТОритет», официального дилера ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш». Соответственно, все финансовые обязательства, связанные с установкой и демонтажем зарядных станций, полностью оплачивал их собственник. Демонтаж зарядных станций проводился собственником имущества после окончания договора тестовой эксплуатации».
Вполне возможно, что исчезновение электробуса стало неприятным сюрпризом для стейкхолдера девелоперского проекта «Южный город» Николая Чудаева. Не исключено, что на этой почве у Чудаева и Ефремова могли возникнуть разногласия. Следствием таких разногласий могло стать явно затянувшееся возвращение электробуса на маршрут.
Комментарии:
Михаил ЕФРЕМОВ, директор МП г.о. Самара «ТТУ»
- С декабря 2022 г. электробус и обе зарядные станции состоят на балансе МП г.о. Самара «ТТУ» и располагаются на территории троллейбусного депо №1 по адресу: г. Самара, ул. Чкалова, д. 91. Для установки зарядной станции в мкрн Южный город требуется проведение тендерной процедуры на получение земельного участка в аренду для ее размещения. Данная процедура будет проведена в ближайшее время. Монтаж и подключение зарядных станций будет производиться специалистами предприятия после получения разрешительной документации.