Разрекламированный визит в Китай Эммануэля Макрона ни к чему не привел, так как поставленная цель отговорить Си Цзиньпина от усиления взаимодействия с Москвой не была достигнута, а попытка добиться осуждения СВО со стороны Пекина и воздействовать на Владимира Путина в деле заключения мира на условиях Запада потерпела фиаско.
Более того, французский президент сам стал частью игры Пекина по размежеванию внутри Запада и внесению противоречий в стан американских сателлитов из-за нежелания крупных европейских компаний терять отношения с КНР.
И похоже стремление Вашингтона шантажировать Си Цзиньпина возможностью закрытия для Поднебесной важнейшего европейского рынка только привело к обратному эффекту, когда уже сейчас обнаружился диссонанс в интересах французского правящего класса и американской элиты.
То, что план Белого дома использовать Макрона в качестве посредника рухнул признают и в самих США. Так, одно из знаковых американских аналитических изданий Politico отмечает, что Си Цзиньпин не продемонстрировал никаких признаков изменения своей позиции в отношении войны России с Украиной после переговоров в четверг с французским коллегой Эммануэлем Макроном.
«На второй день государственного визита Макрона в Китай Си Цзиньпин занял свою давнюю позицию в отношении полномасштабного вторжения России в Украину, заявив, что «у всех сторон» есть «разумные проблемы безопасности», и не дал никаких намеков на то, что он будет использовать свое влияние, чтобы помочь положить конец конфликту», – пишет издание.
Politico, ссылаясь на неназванного французского дипломата, указывает, что во время своей частной встречи с Си Макрон выразил обеспокоенность Запада тем, что Пекин намерен поставить оружие в Россию. Но, похоже, он далеко не ушел, так как изменить отношение к Москве у него не получилось.
Более того, президент Франции вызвал даже раздражение у китайского лидера и его окружения тем, что в нарушение дипломатического этикета во время совместного выступления в здании Всекитайского собрания говорил в два раза больше, чем сам хозяин. Это было многими воспринято как неуважение к принимающей стороне и показало полное непонимание им восточных нравов и местной политической культуры.
Уже только одним этим и своей неуёмной демагогией, он сделал осуществление плана дальнейшего воздействия на Си Цзиньпина невозможным. В итоге китайский лидер нигде прямо не упомянул Россию в своих замечаниях.
И следующим шагом, который, вероятно, привёл в ужас американских чиновников, Си сказал, что Китай и Франция должны «возобновить обмены между законодательными органами и военными».
Затем он включил Францию в общий рефрен, который китайские чиновники используют для критики США.
«Китай и Франция продолжат… противостоять менталитету холодной войны и блоковой конфронтации, объединяясь в решении всех типов глобальных проблем», — сказал Си Цзиньпин.
Это называется перехват дипломатической и внешнеполитической инициативы, когда уже сторона, пытавшаяся втянуть в свою игру другую, сама становится составной частью стратегии последней. А это уже полное поражение, так как вместо того, чтобы выступить в качестве говорящей головы Байдена, так как Си отказывается сейчас с ним разговаривать по телефону, Макрон выставил себя настоящей петрушкой и оказался орудием в руках Пекина.
В свою очередь выразили своё жгучее недовольство и американцы, но уже по поводу тех положительных эпитетов, который Макрон раздавал руководству КНР, что отмечает другое знаковое американское издание The Washington Post, которое вообще назвало данные переговоры победой Пекина.
«Комментарии Макрона, одни из самых позитивных от западного лидера в ответ на предложения Китая по поводу войны на Украине, резко контрастируют с американской политической риторикой и являются победой для Си, который пытался представить себя нейтральной стороной и честным посредником, несмотря на растущее партнерство с Россией», – говорится в статье.
Более того, Макрон ранее заявил французской общине в Пекине в первый день своего визита, что он не верит в «непреодолимую спираль», тянущую вниз отношения Китая с Западом, и настойчиво перед всеми защищал необходимость постоянного диалога с Пекином.
Со своей стороны Си Цзиньпин подтвердил, что Пекин готов работать с Францией и призывает международное сообщество «избегать действий, которые еще больше усугубят кризис или приведут к его выходу из-под контроля», сообщают китайские государственные СМИ.
И тут президент Франции, похоже, уже откровенно заискивал перед второй по величине экономикой мира, так как приехал с делегацией из более чем 50 представителей крупных французских компаний, включая производителя самолетов Airbus, производителя высокоскоростных железных дорог Alstom и энергетическую группу EDF.
На самом деле противоречивые метания и политический дуализм Макрона объясняются просто – интересами крупного французского бизнеса, так как на закрытой встрече в четверг состоялась церемония заключения крупных торговых соглашений, где официальные лица и бизнес-лидеры подписали несколько сделок, включая продажу 160 самолетов Airbus
По данным Elysеe, китайское правительство одобрило покупку 150 самолетов A320 Neo и 10 самолетов A350 – поставка, которая была частью сделки на 36 миллиардов евро.
С учётом того, что в 2022 году оборот двусторонней торговли между Китаем и Францией превысил 81,2 млрд долларов, то данное соглашение чрезвычайно выгодно для французских промышленников и резко увеличит данный объем на многие порядки. В этом Париж старается не отстать от Берлина, который уже имеет 5% в торговле с Поднебесной.
Как видим, многие капитаны французской индустрии просто не верят в перспективы американской экономики, а в ситуации давления со стороны США стремятся напротив нарастить экономические отношения с их главным конкурентом и даже перенести туда часть своего производства и капиталов.
То есть в этих условиях любые планы удушения КНР просто не сработают, тем более, что уже Пекин начинает навязывать собственные правила мировой экономике.
Не смогла на этом фоне как-то исправить ситуацию и надсмотрщица от ЕС и коллективного Запада Урсула фон дер Ляйен, которая была приглашена в поездку Макроном для демонстрации европейского единства.
Еще 30 марта она громогласно сыпала угрозами в Брюсселе, заявляя:
«То, как Китай продолжает реагировать на войну Путина, будет определяющим фактором в будущем и скажется на отношениях между ЕС и Китаем».
Повторение данной мантры в Пекине не произвели никакого впечатления на Си Цзиньпина, как и то, что она попыталась спекулировать уже на теме Тайваня.
«Никто не должен в одностороннем порядке менять статус-кво силой в этом регионе», — сказала она, намекая на угрозы Китая в отношении самоуправляющегося острова. – Угроза применения силы для изменения статус-кво неприемлема».
В ответ на это в тот же четверг Пекин устами представителей МИДа пообещал «твердые и энергичные меры», а власти острова, которые Китай хочет вернуть в свои ряды, немедленно объявили, что обнаружили поблизости три военных корабля и китайский противолодочный вертолет. То есть очевидно, что телодвижения главного европейского гинеколога оказались простым выхлопом без каких-либо последствий.
Вполне возможно, что подобный сценарий наращивания отношений Парижа с Пекином разрабатывался заранее, а одновременный визит Урсулы фон дер Ляйен вообще рассматривался в качестве отвлекающего манёвра и прикрытия, чтобы соблюсти внешне общие установки по оказанию некого формального давления на КНР.
Косвенно это подтверждает французское издание le Monde, которое еще в канун визита Макрона сигнализировало руководству Китая о планах Елисейского дворца:
«Лидер ЕС выступил с очень сильной речью перед поездкой. Чтобы донести это послание, Франция предполагает, как Германия и другие европейцы, продолжать переговоры с Китаем, тем самым дистанцируясь от конфронтационного подхода, принятого в последние годы Соединенными Штатами».
Таким образом Вашингтону не удалось выстроить единый европейский фронт против Китая, который сначала был нарушен визитом Шольца, а теперь и Макрона. А это уже стратегический удар по дряхлеющему «мировому гегемону».
В заключение уже в пятницу президент Франции посетит Гуанчжоу в провинции Гуандун, где в 70-е начались экономические преобразования и было объявлено об открытости КНР, где состоится еще один прощальный ужин глав двух государств.
Сопровождение иностранных лидеров в поездках по Китаю — это дипломатическая тонкость, которую Си Цзиньпин использует лишь изредка, например, когда он встречался с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в Сиане в 2015 году.
Для Пекина посещение колыбели экономических реформ является демонстрацией готовности торговать, поскольку Си маневрирует, чтобы побудить европейских лидеров отказаться от поддержки Соединенных Штатов в предстоящем открытом противостоянии сверхдержав.
Интересно, что в момент визита Макрона и Урсулы фон дер Ляйен ожидался приезд руководителей внешнеполитических ведомств Ирана и Саудовской Аравии, а также президентов Испании, Малайзии, Сингапура и других государств на Боаоский Азиатский Форум (БАФ), что говорит о превращении Пекина в ведущую столицу мира, куда на поклон уже едут лидеры многих стран.