Все, что происходит с нами в реальной жизни, раньше фиксировалось словесно и нуждалось в веских доказательствах. Но что может быть более весомым и убедительным, чем запись на электронных носителях? Практически во всех неоднозначных обстоятельствах первое, что приходит в голову участникам или свидетелям, — это съемка на видеокамеру телефона, аудиозапись. При обсуждении спорных вопросов собеседники делают скриншоты, сохраняют в облако беседы и цепочки писем.
Логика диктует новые правила и судам, которые стали часто принимать электронные документы в качестве доказательств. Впрочем, происходит это далеко не во всех случаях. Есть алгоритмы, следуя которым, участники судебных процессов увеличивают шансы на положительное отношение суда к такого рода доказательствам. Электронные документы обретают больший вес, если их заверили у нотариуса.
Гражданский кодекс предусматривает возможность заключения письменного договора в электронной форме. К такого рода формату относится обмен письмами, телеграммами, электронными документами. Если технические средства позволяют воспроизвести содержание сделки на материальном носителе в неизменном виде, то его можно предоставить в качестве доказательства в суде.
Гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство предусматривает возможность использования электронных документов. Но их большая часть пока находится вне нормативно-правового регулирования. И здесь рождаются противоречия в судебной практике принятия электронных документов в качестве доказательств, например, когда речь идет об истребовании, удостоверении, оценке. Но всегда, когда представление электронных документов в суде тактически целесообразно для обоснования правовой позиции, делать это обязательно нужно. Резон довольно простой: российское процессуальное законодательство не предусматривает четких конкретных критериев достоверности электронного документа, так что выработка таковых критериев осуществляется судебной практикой.
О подписи и арбитраже
Требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Есть прецедент, когда арбитражный суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции о незаключенности договора подряда, взыскав с заказчика в пользу подрядчика сумму задолженности. Вторая инстанция признала договор заключенным, приняв в качестве доказательства протокол нотариального осмотра электронной переписки сторон.
С применением в качестве доказательств документов, которые заверены электронной подписью, в судебной практике не возникает проблем.
Позиция Верховного суда
ВС РФ продемонстрировал свою позицию, направив дело на новое рассмотрение, потому что суды нижестоящих инстанций ошибочно не приняли в качестве надлежащего доказательства протокол нотариального осмотра электронной переписки сторон. Согласно этой переписке, истец со своей электронной почты направил на электронную почту ответчика письмо с отсканированным подписанным договором, в ответ на что ответчик направил подтверждение о получении данного договора и отсканированную вторую страница подписанного ответчиком договора.
О простых электронных документах
Если с электронными доказательствами, заверенными подписью, не возникает проблем, то простые электронные документы требуют подтверждения объективности, достоверности и допустимости.
Переписка в электронной почте воспринимается в судебной практике по-разному, часто противоречиво. Зафиксировано немало случаев, когда суды отказывали в признании электронной переписки в качестве доказательства. Это происходит, если договором такой способ документооборота не был зафиксирован. В качестве превентивной меры целесообразным будет включить в текст договора при его заключении положение о том, что документооборот между сторонами является надлежащим и признается сторонами таковым, если он ведется посредством переписки по электронной почте с обязательным указанием адресов электронной почты сторон договора.
Еще один вид простых электронных документов — это сообщения из мессенджеров, смс-сообщения. Правовая характеристика и использование указанных сообщений в качестве электронных доказательств связана с определением понятия электронных сообщений, которое приводится в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Судебная практика использования в этом отношении не отстает от процесса цифровизации. Примеров более чем достаточно — WhatsApp, Viber, Skype становятся площадками с доказательствами все чаще. Все зависит от обеспечения соответствия электронного доказательства критериям объективности и достоверности.
Экспертность нотариусов постоянно растет, и сегодня одним из самых популярных способов обеспечения электронных доказательств стал нотариальный, предусматривающий составление протокола нотариального осмотра и скриншота страниц. Здесь речь может идти об электронной переписке (электронной почте, сообщениях в мессенджерах, смс-сообщениях), контактных данных участников судебного спора, контенте интернет-сайтов.
Такие доказательства обладают эффективным и полноценным потенциалом. Если ответчик разместил в галерее ВК фотографии роскошно обставленного дачного особняка, а истец успел сделать скриншот, то владельцу хором уже не удастся утверждать в суде, что такого имущества у него нет и никогда не было.
Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию в МКА "Карабанов и Партнеры" от адвокатов по гражданским делам.