В прошлый раз я рассказывала о том, как технопарк может выступать местом для проведения экскурсий (предыдущая статья), сегодня поговорим о том, как технопарк УПК может помочь в организации научно-исследовательской деятельности будущих педагогов, а так же о том, как они сами в будущем могут помогать в этом своим ученикам.
Совершенствование подготовки будущих бакалавров педагогического образования – задача весьма традиционная, на ее решение направлена методическая работа высших педагогических учебных заведений. Возрастание требований к молодому педагогу становится основой областей многих наук: педагогики, психологии, социологии, управления и т.д.
Технопарк универсальных педагогических компетенций как одно из прогрессивных подразделений педагогического вуза призван в том числе способствовать подготовке будущих педагогов к научно-исследовательской деятельности (по профилю).
Представим кратко модель подготовки будущих учителей к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. В качестве примера мне, как кандидату педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика), удобнее брать именно будущих учителей информатики, хотя следует отметить, что данная модель реализуема с некоторыми доработками и изменениями и для других профилей педагогического вуза. Кроме того выбор пал именно на учителей информатики по причине многообразия оборудования и инструментария технопарка именно в данной сфере.
Обзор литературы по данной теме привел к обсуждению проблемы моделирования процесса подготовки будущих бакалавров педагогического образования. Данный метод положительно зарекомендовал себя во всех отраслях науки. Это отмечалось в работах таких авторов как Р.В. Гострем, Л.А. Серафимов, Н.С. Панина, В.Е.Анисимов и др. Вопрос моделирования процесса подготовки будущих учителей стоит сейчас наиболее остро, т.к. модернизация образования требует от учителя наличие компетентности в различных областях науки.
Моделированию подвергаются самые разные элементы, которые в целом могли бы представить всю систему высшего образования: учебные планы, программы, учебная деятельность студентов, деятельность преподавателей, личность и психические качества выпускников, их знания, умения, трудовая деятельность педагога в целом. При этом используется широкий спектр методов: философский, логико-гносеологический, экспертный, граф-логический, эмпирический, методы программно-целевого конструирования и т.д.
Модель подготовки будущего учителя рассматривается нами как элемент специально разработанной детальной системы обучения в вузе, включающей не только отлаженные учебные планы и программы, но и все другие элементы деятельности вуза в их взаимосвязи (например, совместную деятельность учения студентов и преподавателей, системы практической подготовки, педагогической практики, методической и научной работы студентов). Перед преподавательским составом встает проблема: как организовать процесс подготовки будущего учителя, чтобы после окончания вуза он имел знания, необходимые для профессиональной деятельности, умения реализации новых педагогических и информационных технологий и был востребован обществом. Решение данной проблемы усложняется в связи с внедрением в современную систему образования (школьного и профессионального) компетентностной парадигмы образования. Не достаточно просто выполнять учебный план, необходимо предоставить будущему учителю свободу выбора той образовательной базы, которая удовлетворяет его потребностям.
На кафедре физико-математического и информационно-технологического образования Шадринского государственного педагогического университета несколько лет внедряются разработки, направленные на подготовку будущих учителей информатики к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и ее последующей организации в процессе обучения информатике учащихся общеобразовательных школ.
В процессе внедрения данной модели подготовки специалистов на первых ступенях обучения должна быть предложена экспериментальная часть модели, а на последних – психолого-педагогическая и методическая ее части.
Под моделью подготовки будущих учителей информатики к самостоятельной научно-исследовательской деятельности будем понимать систему обучения, в которой зафиксированы цели, задачи, содержание, методы, средства, приемы, формы учебной работы с учетом необходимого взаимодействия между преподавателем и студентом для полноценного усвоения последними принципов самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также организации данного вида деятельности в процессе обучения информатике учащихся общеобразовательных школ.
Целью моделирования процесса подготовки будущих учителей информатики к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и ее последующей организации в процессе обучения информатике учащихся общеобразовательных школ является технологизация процесса построения обучения с максимальным учетом индивидуальных возможностей обучаемых, личностей преподавателей, технической оснащенности курса информатики для развития умений использования полученных знаний и умений в профессиональной деятельности.
Разработка любой модели обучения предполагает определение ее содержания и структуры.
Предлагаемая нами модель подготовки будущего учителя информатики в целом имеет разветвленную структуру, в которой находят свое место и систематизируются следующие компоненты:
- социальный заказ общества на данного специалиста, определяемый ФГОС ВО;
- профессиональная деятельность педагогов, проводящих подготовку (сюда включаются три блока функций – постановка целей, определение задач, контроль и коррекция);
- методическая модель обучения в вузе, куда отнесены содержание, методы, средства и формы обучения; характеристика будущего специалиста (личность, психические качества, знания и умения);
- готовность будущего учителя к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и ее последующей организации в процессе обучения информатике учащихся общеобразовательных школ.
Системообразующими понятиями процесса подготовки будущих учителей к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и ее последующей организации в процессе обучения информатике учащихся общеобразовательных школ выступают цель обучения, деятельность преподавателей, деятельность студентов (учение) и результат. Переменными этого процесса выступают средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения. Соединение всех компонентов производится совместной предметной деятельностью преподавания и учения.
Однако, модель подготовки будущих учителей информатики к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и ее последующей организации в процессе обучения информатике учащихся общеобразовательных школ необходимо рассматривать исходя из трех фаз подготовки (временных и информационных):
а) апробационная;
б) систематизационная;
в) конкретизационная.
Взаимоотношения (временные и информационные) можно представить в виде схемы:
Следует отметить, что будущие учителя информатики в ШГПУ обучаются 5 лет, т.к. получают образование по двум профилям - информатика и математика.
Рассмотрим кратко, как технопарк помогает в данном процессе.
На апробационной фазе цикла подготовки будущих учителей информатики к научно-исследовательской деятельности студенты посещают технопарк как зону учебной и учебно-исследовательской деятельности. На базе технопарка проводятся занятия, учебная практика, организуется проектный практикум. Студенты не только знакомятся с оборудованием, учатся работать с им, но и выполняют первые учебные исследования, которые направлены не только на их будущую профессиональную деятельность, но и на постижение дисциплин учебного плана, например, основ анатомии и физиологии, медицины с использованием набора BITRONICS LAB, физики с использованием оборудования естественно-научного кластера (рентгеновская установка, наборы «Осмос», «Фигуры Хладни», набор Кольца Ньютона, набор - интерферометр Майкельсона, комплект серия Бальмера, определение постоянной Ридберга, комплект атомные спектры двуэлектронных систем He, Hg, набор «Альтернативная энергетика»), программирования с помощью робототехнических наборов и комплектов Умный дом и т.п. В рамках учебной практики студенты получают первый опыт:
- написания методических рекомендаций по работе с оборудованием: текстовые и видео-инструкции, алгоритмы работы и т.п. - на первом курсе;
разработки авторских мастер-классов по работе с оборудованием и программным обеспечением к нему - на втором курсе;
-организации и проведения мастер-классов, экскурсий, интерактивов, которые носят исследовательский характер - на третьем курсе.
В рамках систематизационной фазы цикла подготовки будущих учителей информатики к научно-исследовательской деятельности в процессе изучения педагогики студенты изучают теоретический материал, они узнают, что такое исследовательская деятельность, как ее организовать. При изучении теории и методики обучения информатике будущие учителя, используя знания и накопленный в ходе апробационной фазы опыт, активно занимаются научно-исследовательской деятельностью, студенты разрабатывают авторские методические проекты, выступают с ними на различных олимпиадах и конкурсах, публикуют статьи и тезисы. На данном этапе технопарк УПК выступает площадкой для экспериментов, а так же местом реализации любых инициатив, здесь организуются встречи с интересными людьми, совместная работа над проектом, конференции, олимпиады и т.п. Оборудование технопарка позволяет найти новые объекты для исследования и применения методических знаний и умений будущих учителей информатики.
В рамках конкретизационной фазы цикла подготовки будущих учителей информатики к научно-исследовательской деятельности происходит закрепление полученного опыта НИРС в рамках производственной практики, которая проходит на базе школы. Студенты не только проводят уроки информатики, используя разнообразные методы, поощряя тем самым исследовательскую деятельность школьников, но и работают над проектами, как собственными, так и ученическими. В конечном итоге на данной фазе студенту предстоит разработать материалы выпускной квалификационной работы, которая обязательно носит исследовательский характер. В технопарке походят отчетные мероприятия по всем учебно-исследовательским проектам, кроме того студенты имеют возможность применить методический опыт для организации работы со школьниками, т.к. технопарк - это площадка, которая открыта для любых инициатив сотрудников и студентов ШГПУ.
Реализация подготовки будущих учителей информатики к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и ее последующей организации в процессе обучения информатике учащихся общеобразовательных школ является сложным, мало изученным вопросом теории и методики подготовки бакалавров и магистров педагогического образования (профиль информатики), поэтому существует необходимость научного обоснования, создания и реализации данной модели в практике работы педагогических вузов.
Дорогие подписчики, учителя, преподаватели, если кто-то из вас хочет посетить технопарк УПК Шадринского государственного педагогического университета, заявки на экскурсии, интерактивы можно оставлять в комментариях или в группе ВК по ссылке https://vk.com/technoshgpu
Подписывайтесь на наш канал, здесь много интересного!
Материал подготовлен заместителем руководителя технопарка УПК ШГПУ Устиновой Н.Н.