Найти тему

Как зарождались аркадные игры

Компанию Atari можно назвать своеобразной легендой среди айтишников и геймеров.  Мало кто знает, что изначально она называлась Syzygy Co. В 1971 году ее основатели Нолан Бушнелл и Тед Дэбни решили сменить название на Atari Inc. Оно пришло из древней китайской настольной игры Го, фанатом которой был Бушнелл. Слово «atari» означает «я скоро выиграю».

Компания началась с изобретения Тедом Дэбни точечной схемы движения на экране (Spot Motion Circuit). С этой технологией точка могла двигаться вверх, вниз, влево и вправо по экрану. На тот момент это была революция, которая позволила создать аркадные автоматы для видеоигр. Первой коммерчески успешной игрой стала Computer Space.

В 1972 году Бушнелл и Дэбни наняли своего первого инженера Аллана Алкорна, который разработал еще одну игру. Это был симулятор тенниса, где каждому игроку нужно было отбить квадратный «мяч». В Atari решили назвать игру Pong. И снова игра имела успех. В 1974 году автомат купили более 8 тыс. раз.

-2

Pong стал хитом. Бары, рестораны и другие заведения по всему миру хотели получить автомат с этой игрой. При размещении автомата по договоренности заведение получало 50% от прибыли. К сожалению, Atari не смогла удовлетворить спрос, поскольку у компании не было сотрудников, которые бы обслуживали эти автоматы. В итоге было изготовлено всего около 12 000 автоматов с Pong.

До релиза Pong у Atari не было патента на игру, а потому другие фирмы попросту скопировали ее, тем самым создавая конкуренцию. В будущем Magnavox, конкурент в индустрии видеоигр, и вовсе обвинил Atari в краже игры Tennis Table.

Бушнелл и Дэбни решили не доводить дело до суда — компаньоны не хотели тратить время и деньги, доказывая свои законные права на игру, которую копировали по всей стране. Вместо этого они сосредоточились на расширении игровой линейки. Именно в это время Atari наняла Стива Джобса и Стива Возняка, чтобы они помогли в разработке новых игр.

Однако создание игры и последующие решения Бушнелла стоили компаньонам сотрудничества, а в последующем и дружбы. Когда Pong стал успешным, Дэбни узнал, что Бушнелл запатентовал идею видеосхемы без упоминания Дэбни в патенте. Кроме того, Нолан Бушнелл назначил Теда Дэбни на более низкую должность, чем был сам, и не приглашал на встречи высокого уровня. В марте 1973 года Дэбни покинул компанию.

Это не единственная ссора, которая произошла между ними. Стив Джобс не был популярен среди сотрудников Atari, но единственным, кого он на самом деле разочаровал, стал Стив Возняк. Команда создала Breakout, чтобы присоединиться к другим новым играм — Atari Space Race, Tank и Gotcha. Почти все время над Breakout работал Возняк, а признание и практически все вознаграждение забрал себе Джобс.

Несколько лет спустя Стив Джобс и Стив Возняк ушли, чтобы создать Apple Computer. Позже Возняк узнал о проделках Джобса в Atari, что и стало причиной конфликта между ними.

В 1975 году компания адаптировала Pong для домашнего использования и вышла на рынок игровых консолей. Только в рождество того же 1975 года Atari совместно с дистрибьютором Sears продала более 150 тыс приставок с игрой по $100 за штуку.

Так как у фирмы не было патента на Pong и ее популярность привела к появлению клонов, Atari задумалась о создании консоли следующего поколения и заключила договор с Cyan Engineering. Созданную в сотрудничестве полноценную микропроцессорную консоль назвали в честь велосипеда одного из работников — Stella.

В это же время компания Fairchild Semiconductors выпустила первую в мире домашнюю игровую систему на микропроцессоре — Fairchild Video Entertainemt System, которую в итоге переименуют в Fairchild Channel F. Нолан Бушнелл понял, что нужно немедленно наладить выпуск Stella, а для этого нужны серьезные деньги. Он принял решение продать компанию медиахолдингу Warner Communications. Сделка состоялась 1 октября 1976 года. Бушнелл получил за продажу Atari 28 млн долларов, но остался в совете директоров. Полученные деньги Нолан Бушнелл вложил в разработку консоли VCS (Video Computer System), которую позже переименовали в Atari 2600.

Рынок увидел консоль в 1977 году. В комплекте с ней шло девять игр. За формирование изображения отвечала микросхема Television Interface Adapter, которую разработал Джей Майнер (он же разрабатывал чипсет для Amiga). Именно Atari 2600 перенесла видеоигры из аркадных автоматов к потребителю в дом. За первый год фирма распродала весь тираж — около 400 тыс единиц и стала хитом рождественских продаж 1977 года.

-3

В начале 80-х Нолан Бушнелл ушел из компании из-за разногласий с руководством Warner Communications, а вместе с ним покинул студию и корпоративный дух. Должности управляющих заняли топ-менеджеры, которые не очень разбирались в играх. Они рассчитывали, что новые игры будут продаваться в любом случае, как бы плохо они не были сделаны, ведь Atari к этому времени успела полюбиться игроманам. Однако выпущенная игра E.T. the Extra-Terrestrial стала провалом.

В 1982 году стало ясно, что организация испытывает финансовые трудности. Рынок был перенасыщен, продажи падали. Atari пыталась остаться на плаву, и даже выпустила игру Centipede, которая стала самой прибыльной аркадной игрой 1982 года, а также 11-й самой продаваемой игрой Atari. Наряду с этим компания выпустила Ms. Pac-Man, Pac-Man и Donkey Kong. Но они выиграли компании лишь дополнительный год.

-4

Warner Communications решила продать Atari в 1984 году, но не нашла ни одного покупателя, который смог бы купить предприятие целиком. Поэтому Atari разделили на несколько подразделений — изготовление устройств и разработку видеоигр. Первую часть компании купил основатель компьютеров Commodore Джек Трэмиел. Оставшаяся часть была переименована в Atari Games Inc. Она закрылась в 2003 году.

В июне 1986 года студия выпустила игровую приставку 7800 ProSystem (Atari 7800), которая должна была исправить неудачный выпуск Atari 5200 и вернуть компании былое превосходство на рынке игровых консолей. В то время ее конкурентами были Nintendo и Sega.

Так, в Atari 7800 были устранены все недостатки Atari 5200: вместо аналоговых джойстиков она имела простые цифровые джойстики и была почти полностью совместима с Atari 2600. Кроме того, она даже стоила дешевле — начальная цена составляла 140 долларов.

-5

Atari 7800 была разработана так, чтобы ее можно было дополнить до полноценного домашнего компьютера, то есть включала клавиатуру, которая имела порт (SIO-порт от 8-разрядного семейства Atari) для подключения дополнительных устройств, например, внешнего дисковода или принтера. Интересно, что в 2009 году IGN составил список лучших игровых консолей, в котором Atari 7800 заняла 17-е место.

Выпуск новых консолей и игр не смог возродить популярность компании, и уже через несколько лет стало ясно, что самые яркие страницы студии становятся частью истории.

В 1996 году Трэмиел продал Atari производителю приводов для гибких дисков Jugi Tandon Storage. В результате сделки компания переименовалась в JTS Corporation, а Трэмиел вошел в ее совет директоров.

В 1998 году корпорация, выпускающая игры, Hasbro Interactive всего за 5 млн долларов приобрела бренд Atari вместе со всей ее интеллектуальной собственностью, но уже в декабре 2000 года передала Atari французскому издателю программного обеспечения Infogrames.

Infogrames завершила полное приобретение всех подразделений Atari в октябре 2008 года, сделав ее дочерней компанией. Впервые с 1984 года Atari объединилась в одно компанию — Atari Inc.

В 2009 году Infogrames официально сменила свое название на Atari SA. После этого последовал ряд изменений в руководстве и корпоративных стратегиях, и спустя десятилетия Atari объявила о планах выпустить свой первый релиз.

В 2017 году компания заявила о возвращении Atari VCS на рынок. Сбор средств начался спустя год на одной из краудфандинговых площадок. После этого последовали задержки производства, поэтому консоль попала в руки потребителей только в декабре 2020 года.

По сути, своим дизайном Atari VCS отдает дань уважения Atari 2600. Однако разработчик преследовал и иные цели: выпустить консоль решили после того, как узнали о наличии спроса у молодой аудитории на снятые с производства игры. Начинка консоли позволяет играть в современные и другие совместимые игры — Atari VCS работает на операционной системе на базе Linux под названием AtariOS.

Вскоре Atari начала разработку редких и ранее не выпускавшихся картриджей. Первый выпуск включал Yars’ Return, Aquaventure и Saboteur — три редкие игры, которые так и не были выпущены, или были выпущены, но ограниченном тиражом.

Все игры производятся и продаются в культовых коробках в стиле Atari 2600. Таким образом компания отдает дань уважения традиционному ретро-дизайну, который в первую очередь привлек внимание к Atari.

В апреле 2021 года генеральным директором компании стал Уэйд Розен. Он намерен восстановить бренд. Под его руководством Atari сосредоточилась на возвращении к своим корням в разработке и издании игр премиум-класса, выпуске новых игр и предоставлении большего количества контента для ПК, консолей и потоковых платформ.

В 2022 году Atari исполнилось 50 лет. В планы Уэйда Розена входит не только сохранить компанию, но и продлить ее существование минимум на следующие полвека.

Вы также можете:

Зарегистрировать товарный знак

Внести программу в Реестр отечественного ПО

Оформить патент на изобретение и полезную модель

Оформить патент на промышленный образец (дизайн)

Сайт onlinepatent.ru