Здравствуйте, уважаемые читатели! Эта статья является продолжением моего рассказа о действиях Владивостокского отряда крейсеров в русско-японской войне. С первой частью можно ознакомиться – здесь (Вы узнаете о составе отряда и о первых трех походах наших моряков – это важно и интересно). Действия отряда являются практически единственным светлым пятном войны нашего флота в этой войне. Сегодня поговорим о 4-м и 5-м походе наших моряков.
Четвертый поход состоялся с 30 мая по 7 июня 1904 года. В мае 1904 года русская сухопутная армия Куропаткина терпела одно за другим поражение. Из Японии на материк шел непрерывный поток транспортов с пополнением личного состава и снабжением для армии. В штабе вице-адмирала Скрыдлова (командующий флотом) был разработан план операции, по которому три русских миноносца: №203, 205 и 206 (отсылаю Вас к первой части, там найдете имена командиров) должны были атаковать японские рыбные промыслы у острова Хоккайдо, а наши крейсера отправлялись в Корейский пролив, чтобы прервать сообщение между Кореей и Японией.
Ошибочно почитали, что эскадра Камимуры была переброшена к Порт-Артуру. На самом деле они продолжали стоять на своей базе на острове Цусима. Фактически крейсера отправлялись на верную смерть. Под командованием вице-адмирала Безобразова «Россия», «Рюрик», «Громобой» отправились в поход. Напомню, «Богатырь» получил повреждения, налетев на скалы, и находился в доке (за это был снят с должности контр-адмирал Йессен). Утром 2 июня 1904 года «Громобой» капитана 1-го ранга Дабича успешно потопил два вражеских транспорта (всего в 20 милях от японской базы). Отмечу, что на «Хитати-мару» находился японский пехотный батальон (1 095 солдат на секундочку), 320 лошадей, 120 человек экипажа и главное осадные гаубицы (явно для Порт-Артура). Гибель этого судна стала тяжелым ударом для японцев.
Далее «Рюрик» остановил еще один вражеский транспорт «Садо-мару», на борту которого находился железнодорожный батальон. Во время пленения наш крейсер был замечен японским крейсером «Цусима». Эскадра Камимура вышла на перехват, но вновь нашим морякам сопутствовала удача. Благодаря дождю вновь разминулись с опасностью. Кстати «Рюрик» помимо прочего взял в плен 30 англичан.
3 июня 1904 года был захвачен английский пароход «Алантон», перевозивший японский уголь. На этом основании судно задержали и привели во Владивосток. 7 июня русские корабли благополучно вернулись во Владивосток. Давайте вспомним о миноносцах. Как же их дела? Все хорошо. Захватили одну и уничтожили три японские военные шхуны. Четвертый поход имел огромный успех и произвел такое же впечатление на общественность (в том числе и зарубежную). Зарубежная пресса искрила заголовками о Владивостокских неуловимых крейсерах.
Пятый поход состоялся с 15 по 20 июня 1904 года (продолжаю придерживаться нового стиля). План вновь был авантюрным. Вновь было приказано крейсерам и миноносцам провести набег на порт Гензан. Помимо крейсеров в поход пошли восемь миноносцев (№201, 202, 203, 204, 205, 206, 210, 211) и вспомогательный крейсер «Лена» (это позор среди геройского повествования, «Лена» сбежала и была интернирована в США). Отрядом вновь командовал вице-адмирал Безобразов. 17 июня моряки подошли к Гензану и все восемь миноносцев ворвались в порт, где успешно сожгли шхуну и пароход «Коун-мара». Моряки обстреляли город, повредив здание японского консульства (удар иголкой, но символический).
Миноносцы были отправлены во Владивосток, крейсера же пошли в Корейский пролив, где их поджидал Камимура с 8 крейсерами и 18 миноносцами. «Россия» перехватила переговоры японцев, и Безобразов уже ждал встречу с врагом, который находился севернее и перекрывал путь к Владивостоку. Встреча состоялась примерно в 18 часов 18 июня 1904 года. Безобразов принял решение максимально избегать боя и прорываться на свою базу.
Японские крейсера спокойно могли развивать скорость до 20 узлов. Однако благодаря мастерству наших моряков (особенно в машинных отделениях) после четырех часов погони удалось оторваться. Далее темнота скрыла наши корабли. Утром 19 июня 1904 года «Громобой» задержал английский пароход «Челтенхэм», перевозивший шпалы и брусья для японской железной дороги. Груз был конфискован вместе с судном.
20 июня отряд успешно пришел во Владивосток. После этого похода Вице-адмирал Скрыдлов назначил на крейсера третью смену машинистов и кочегаров. Вице-адмирал Безобразов был списан на берег по болезни, на его (на свое прежнее) место был назначен контр-адмирал Йессен.
Отряд крейсеров имел отличный результат, фактически не имея потерь (в пятом походе потерян один миноносец). Да сопутствовала удача и неоднократно, но в первую очередь моряки проявляли мастерство и героизм. Впереди еще много интересного, об этом поговорим в одной из ближайших публикаций. На сегодня у меня всё.
Благодарю Вас за внимание. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Прошу подписаться на меня как на автора книг в издательстве Литрес – здесь.
Колесников Василий Григорьевич ©.