Не в силах превозмочь
В 2020 году - в самый разгар пандемии - потешная Шнобелевская премия по медицине была присуждена ученым из Бельгии и Голландии, которые заявили о станном заболевании - мизофонии (misophonia). Такой диагноз, по их мнению, следовало бы ставить пациентам, которые жалуются на то, испытывают сильный дискомфорт, страх, раздражение, а то и панику от звуков, которые издают другие люди, пережевывая пищу. «Мизофонисты» часто питаются в одиночестве, чтобы исключить саму возможность услышать, как кто-то чавкает. А со временем даже вид жующего человека становится отвратительным - до озноба и «мурашек» по коже.
Лауреаты сетовали на то, что медики не признают мизофонию заболеванием - считают придурью. Зря, мол. Исследование, которое опубликовали номинанты в Journal of Affective Disorders, свидетельствовало: недуг неизвестной природы существует и требует лечения.
Словом, три года назад научный мир счел опасения коллег смехотворными. Однако ныне все-таки восторжествовал основополагающий принцип Шнобелевской премии: исследования, на нее претендующие, должны «сначала насмешить, а потом заставить задуматься».
Задумались британские ученые. Их недавнее исследование продемонстрировало: мизофонией и, правда, болеют - при чем весьма серьезно. И страдают от нее, как выяснилось, все больше и больше людей по всему миру - уже чуть ли каждый пятый. А прежде нетерпимых и 10 процентов не набиралось.
- Больных не просто раздражают определенные звуки, - объясняет Джейн Грегори (Jane Gregory) - клинический психолог из Оксфордского университета (University of Oxford). - Они чувствуют себя будто бы под пытками. И страдают от того, что не могут избавиться от мучительных ощущений.
Ученые подтвердили: людей, страдающих мезофонией, более всего выводят из себя звуки, которые они слышат от других во время еды. Что не слишком уж удивительно - многим не нравится, когда кто-то чавкает. Или хрустит попкорном в кинотеатре. Согласно опросу, проведенному два года назад, таких в среднем половина. Хотя женщины более нетерпимые - чавкающих, хрумкующих и громко жующих осуждают 55 процентов опрошенных представительниц слабого пола.
Представьте - муж с аппетитом чавкает, а жена страдает - до развода может дойти.
Но по-настоящему тяжело больные с трудом переносят - эмоционально и физически - чуть ли не все естественные человеческие звуки: глотание, к примеру, и даже дыхание. А уж, когда зубом рядом цыкают... Могут и с кулаками наброситься.
Осложнения после COVID-19?
Причины мизофонии до сих пор точно не определены. Есть, конечно, гипотезы, которые граничат с мистикой. Ученые из Университета Ньюкасла (Newcastle University) недавно сравнили мозги явно больных и явно здоровых.
У «мизофонистов» зона коры, отвечающая за слух и ее моторная область, управляющая движениями лица, включая губы, язык, гортань, связаны неестественно сильно - «сверхчувствительно». А это задействует сверх всякой меры так называемые зеркальные нейроны - нервные клетки, связанные с неосознанным подражанием. Благодаря им наш мозг порой буквально считывает чужие чувства и эмоции. Многие, наверное, замечали: смотришь на человека, откусывающего лимон, и сам начинаешь морщиться. Щуришься, когда наблюдаешь, как кто-то пытается вдеть нитку в иголку. Напрягаешься, глядя на спортсмена, поднимающего штангу. Сопереживаешь ближнему, попавшему в беду. Меня, к примеру, начинает знобить от вида куда-нибудь воткнутого шприца - в пандемию такое по десять раз на день показывали по ТВ. Это зеркальные нейроны себя проявляет. Почти телепатия.
Ученые объясняют: у людей с мизофонией чрезмерное возбуждение «зеркальной системы» создает ощущение, что звуки, которые издают другие люди, проникают прямо в голову - будто бы там и возникают. И не пропадают, даже, если заткнуть уши.
Почему «сверхчувствительных» стало больше? И как раз после пандемии? Мнительные полагают, что она-то и виновата - преподнесла очередной сюрприз, вызвав столь удивительные «осложнения» на мозг.
Будь здоров, почавкай!
Психотерапевты пробуют лечить «недуг» гипнозом, антидепрессантами и медитацией. Больших успехов пока не добились.
Доктор Сухбиндер Кумар (Sukhbinder Kumar), руководитель исследования, рекомендует время от времени чавкать в ответ - ради терапии имитировать нетерпимые действия. Ученый уверяет, что таким образом больной, как минимум, может сначала уменьшить остроту симптомов, постепенно восстановить контроль над звуками в своей голове и в конце концов унять их. Обнадеживает.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Соблюдайте тишину, товарищи!
Несколько лет назад, еще не подозревая о том, что мизофония существует, как болезнь, социологи Исследовательского центра портала SuperJob опросили офисных работников старше 18 лет во всех федеральных округах России. И выяснили, какие звуки более всего раздражают сослуживцев, сидящих в непосредственной близости друг от друга.
Самые ненавистные, как и во всем мире, чавкающие. Далее следуют те, которые хлюпают, отпивая чай из кружки, булькают им во рту и хрустят сухарями. Затем идут те, которые тарабанят пальцами - по столу или по клавишам компьютера, щелкают ручкой, звенят ложкой, размешивая сахар.
Замыкают рейтинг шмыгающие носом, громко грызущие ногти и шуршащие бумажками.
Некоторые, как выяснилось, прилюдно чешутся, что тоже не радует коллег.
Встречаются и терпимые: примерно 20 процентов опрошенных никакие звуки - исходящие от сослуживцев, разумеется - не раздражают. Если те, конечно, не скребут гвоздем по стеклу.
Автор: Владимир ЛАГОВСКИЙ