В современном обществе родительство, а в особенности — материнство овеяно ореолом святости. Но будем откровенны - не всякая женщина способна стать хорошей мамой в силу своей психологической организации и личностной устроенности.
В фильме «Осенняя соната» вы увидите глубокое описание отношений матери Шарлотты, структура личности которой имеет ярко выраженный нарциссический радикал, и дочери Эвы, отношение которой к своей матери не такое простое, как может показаться в начале фильма.
Каждые 30 секунд фильма можно разбирать по цитатам, поэтому я сосредоточусь только на описании признаков нарциссической матери. Вообще я очень советую посмотреть фильм полностью! Он очень интересный и почему-то хочется сказать «густой» — настолько высока в нём плотность содержательных диалогов и монологов.
Итак, признаки!
1. Отсутствие эмпатии — способность сочувствовать, сопереживать. Такая мать не слышит, не понимает потребности своего ребенка.
Примеров в фильме уйма. Один из них — на долгий и печальный монолог Эвы о том, что она чувствует в комнате сына, который погиб много лет назад в четырёхлетнем возрасте, Шарлотта реагирует сухо, если не сказать — никак: «Идём погуляем, скоро стемнеет!».
2. Другие люди для Шарлотты — набор её собственных отражений. Эва не существует для неё как отдельная личность. Скорее, она выполняет роль отражателя идеальных (Эва в юности) и теневых (сейчас) качеств матери. Как бы это грустно ни звучало, но Эва выполняет функцию «помойного ведра» Шарлотты — там лежит вся чернь, в которой женщина себе не признаётся.
Когда Эве было 14, Шарлотта заставляла её делать гимнастику, читать умные книги, одевала в платья. «Я дрожала от страха, что я безнадёжно глупа. Я была подавлена, но ясно осознавала, что… я ноль, ничтожество, а таких ни уважать, ни любить нельзя! Я сама себе внушала отвращение».
Сейчас мать смотрит на дочь со снисхождением — ничего не добилась, живёт у черта на куличках, играет посредственно… как будто не желает признавать в себе.
3. Шарлотта представляет себя как самую великолепную женщину. Она с упоением и неподдельным удовольствием на лице вспоминает, как из-за неё однажды чуть не застрелился мужчина. Много раз за фильм она хвалится дорогой европейской одеждой и украшениями. Очень громко (чтобы Эва с супругом слышали из соседней комнаты) обсуждает по телефону детали своего концерта в старинном замке.
Так же Шарлотта — идеальная мать, о которой якобы мечтает каждый ребёнок. Но вот сам ребёнок для такой матери — крест и бремя, из-за которого она страдает. Это звучит в одном из диалогов матери и дочери:
— Эва, ты любишь меня?
— Ты же моя мать. А ты меня любишь?
— Конечно, очень!
— Нисколько.
— Но я отказалась от своей карьеры ради тебя!
4. Шарлотта очень завистлива (правда, никогда себе в этом не признается). В глубине души она завидует молодости Эвы и её браку. Чтобы приподнять себя в своих глазах, Шарлотта принижает Эву.
Яркий пример появляется уже в начале фильма. Смущаясь, Эва рассказывает о своём небольшом концерте в соседнем городке. В ответ Шарлотта, не удосужившись даже бросить дежурное «поздравляю», принимается восторженно вещать о своих концертах в Лос-Анджелесе на несколько тысяч зрителей. Видно, как меняется выражение лица Эвы — оно становится грустным, робким.
Показателен комментарий насчёт брака дочери: «Эве при её внешности явно повезло».
5. Следствие предыдущего пункта — постоянная критика и обесценивание своего ребёнка. Успехи Эвы мать либо не замечает, либо присваивает себе.
В фильме есть сцена, где Шарлотта упрашивает Эву сыграть ей Шопена. Дочь всячески сопротивляется: «У меня сейчас пальцы не настроены, да и с техникой пока слабовато». Видно, что она смущена, заранее ожидает критики от матери и даже не надеется на похвалу. В конце концов девушка сдаётся и неуверенно играет, у неё горят уши. После игры Эва в надежде смотрит на мать, но не находит на её лице признаков радости или гордости за дочь. Сцена кончается тем, что Шарлотта сама пересаживается за пианино и сама восторженно играет, упиваясь своей грандиозностью на фоне «неудачницы-дочери».
6. Шарлотта — настоящая эгоистка. Только её потребности и нужды по-настоящему важны:
«Не смей обижаться на свою мамочку!»
Эва: Почему же ты молчишь? Возрази, опровергни!
Шарлотта: Стоит ли? Ты меня во всём обвиняешь. Не понимаешь, как мне было трудно все эти годы…
7. Неспособность выносить критику, выдерживать свою «плохость». После откровений Эвы о том, как сложно ей жилось с матерью в детстве, Шарлотта дрожит, тихо плачет: «Твоя ненависть так ужасна», «Обними меня!», «Прикоснись ко мне!», «Помоги мне!». Желание только получать и не давать взамен.
8. Вторая дочь, Хелена, которая страдает параличом и не может разговаривать внятно, воспринимается Шарлоттой как личный позор, вызывает отвращение. Приехав, Шарлота вообще не хотела с ней видеться, но после того, как это всё-таки произошло, говорит об этом так: «Она [Эва] специально это подстроила, чтобы меня мучила совесть! Она меня и так постоянно мучает!».
Конец фильма тоже печален — Шарлотта едет в Швейцарию в роскошном купе со спутником, осыпая его рассказами о себе любимой. А Эва после прогулки по кладбищу, где её посещали невесёлые мысли, идёт к дому, в окнах которого уже горит свет.
Автор: Карпачева Александра Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru