Продолжаю рассказ истории создания фильма "Служебный роман" и пьесы «Сослуживцы». Сегодня персонажи и музыка. Композитор Для этого фильма музыку написал композитор Андрей Петров. С ним Эльдар Рязанов в общей сложности сделал пятнадцать фильмов и «Служебный роман» был не первой их совместной работой, хотя этого творческого дуэта могло и не сложится. Они познакомились, когда Эльдар Александрович работал над фильмом «Берегись автомобиля», для которого и предложил композитору написать музыку. А вот дальше пошло не все гладко.
Про тот момент рассказывала жена Андрея Павловича, Наталья Ефимовна: «Андрей (прим. Петров) прочитал сценарий, сценарий ему очень понравился, и началась работа. Андрей приехал в Москву (прим. На тот момент он жил в Ленинграде) показать музыку. Начал играть, а с роялем у него были отношения довольно сложные… Андрей плохо играл на рояле. И Рязанов так сидит и говорит так: «Да, что-то такое, мы тут маханулись с этим композитором…» А присутствовала при сдаче музыки главный редактор музыкальный Мосфильма Раиса Лукина - это такой мэтр, редактуры музыкальной. * * *.
Андрей Петров и Эльдар Рязанов Она сказала: «Эльдар Саныч, Андрей Палыч мыслит оркестрово, он внутри все слышит». «Ну, может быть. Ну, сыграйте еще раз, пожалуйста». Андрей сыграл еще раз, сыграл еще хуже. /…/ В общем, тут уже полный провал, когда вдруг Эльдару приходит оригинальная мысль: «А не могли бы Вы мне сыграть мелодию из «Пути к причалу»? - И когда, так же коряво, Андрей сыграл «Путь к причалу», Рязанов сказал – Теперь я все понимаю». Для понимания ситуации скажу, что Рязанов впервые услышал музыку Петрова именно в фильме «Путь к причалу», и она побудила его к совместной работе. * * *.
Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов Люди В пьесе «Сослуживцы» очень чувствуется рука Брагинского. Посмотрите фильмы, снятые по его сценариям: «Почти смешная история», «Райское яблочко» или любые другие. У него был свой стиль: построение любовной линии между людьми неподходящими друг другу, то есть отношения между которыми очень и очень маловероятны. Его персонажи могли быть разными по возрасту, положению в обществе и любым другим признакам, но все же… Именно такими были две основные лирические линии в «Служебном романе» - начальник–подчинённый. Две истории любви, но с разными финалами. На разный статус героев был сделан отдельный акцент. Почеркнуто это было в том числе путем расселения их по разным уголкам Москвы и Подмосковья. Давайте же посмотрим, кто где жил и как добирался до любимого статистического учреждения. * * *.
Зарисовка кто откуда Дом Новосельцева расположен в переулке Чернышевского, дом 4 строение 1. Конечно имелся ввиду старый дом, возможно с коммунальными квартирами, хотя прямой отсылки на это нигде нет. Для понимания, переулок Чернышевского находится близ метро Новослободская.
Но это не просто дом, а объект культурного наследия, главный дом городской усадьбы К. А. Мейера, построенный в 1894 году. На момент создания фото (2018 г.) находился на реконструкции. Флигель дома Мейера имеет свою историю. Построенный одновременно с главным домом, в начале ХХ века, он служил местом заседаний Суриковского литературного кружка, объединявшего писателей и музыкантов «из народа». Основные заседания кружка проходили на Садовнической набережной, но квартира его председателя С. Кошкарова-Заревого располагалась на Божедомке, и кружковцы часто собирались в гостеприимном флигеле усадьбы Мейера. Есть версия, что жена Мейера, Адель, была организатором литературного кафе, которое и располагалось во флигеле. В 1912 году кружок активно посещал поэт Сергей Есенин. В 2008 году флигель усадьбы Мейера стал филиалом музея Есенина в Москве и был украшен барельефом с портретом поэта. Старые окна флигеля хранят расстекловку, спланированную Геппенером. То есть скромный Новосельцев жил в не просто старом домишке, а в историческом особняке. Престижные дома Самохвалова и Калугиной, о которых поговорим чуть дальше, не выдерживают никакой конкуренции рядом с этим исполином. * * *.
А вот соседний деревянный дом до наших дней не сохранился, фото сделано в 1982 году, вид со стороны переулка. Вот такая она была: малоэтажная, деревянная Москва. * * *.
Детский сад, куда Анатолий Ефремович отводит одного из своих шалопаев, находится здесь же рядом. Переулок Чернышевского, дом 2/4. В те года он действительно был детским садиком, но сейчас это здание тоже закрыто на реставрацию. Новый владелец очень удивился, узнав, что здесь снимался один из шедевров Советского кинематографа, но опечалился, что сей архитектурный объект запечатлен только в одном кадре знаменитой киноленты. * * *.
Пожалуй, единственное, что здесь осталось нетронутым, это забор. Тот самый забор, который мы видим в фильме, все еще сохранился. А вот детского садика там больше нет и не будет. * * *.
Пешеходный мост платформы Лосиноостровская, противоположная сторона от места съемок Ольга Рыжова, по замыслу авторов, живет за городом, и на это явно указывается в одном из диалогов, но съемки проводились на платформе Лосиноостровская, которая даже в те времена находилась в черте города. Кстати в этих кадрах, Рыжова переходит на платформу, с которой электрички отправляются в сторону области, но едет она на работу. * * *.
Несмотря на маленькую погрешность, относительно загорода, электричка от Лосиноостровской прибывает, как ей и положено, на Ярославский вокзал. И тут мы видим кадр, который чуть ранее был приведен в воспоминаниях Эльдара Рязанова: «подъезжает электричка, секунда, и через секунду на платформе три тысячи человек. Бац! Когда всех выплевывают в одно мгновение…» * * *.
А вот руководство статистического учреждения расположили в самом центре Москвы. Квартира Самохвалова находится в доме 9 по Тверской улице. Для понимания, это менее километра от стен Кремля. И кстати, в кадре с названием фильма мы видим этот же дом в правой верхней части. До работы он добирается на машине, видимо просто для престижа и собственного статуса, ибо пешком ему идти менее десяти минут. * * *.
Калугину авторы фильма поселили в новых (на тот момент) домах-свечках, недалеко от площади Никитских Ворот. Большая Никитская, дом 43. Действительно, в то время в тех домах жили крупные руководители предприятий, представители партийной элиты, деятели науки и искусства. * * *.
Двор сильно изменился. Теперь здесь нет детской площадки, но зато зелени стало больше. А дом 24 по Скатертному переулку, который мы видим в кадре, уже давно снесли. * * *.
Но сама улица все такая же зеленая и уютная. * * *.
Секретарша Верочка ожидает трамвая на улице Чертановской, между домами 58 и 55. В некоторых источниках дают информацию, что съемка велась напротив дома 44, но это не верно. * * *.
3acИм откланиваюсь! Можете пинать! Следующая часть будет посвящена подбору актеров, кого и как приглашал Эльдар Рязанов, как проходила работа над созданием персонажей и много других подробностей. А первые части можно прочитать здесь: Кино советского периода: Служебный роман. Часть 1 Кино советского периода: Служебный роман. Часть 2.